Разработки в области систем управления движением транспортных средств, реализуемые в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», направлены на создание экономически эффективных решений, которые позволят ускорить темпы внедрения беспилотного транспорта в сферу логистики, в том числе в промышленном производстве.

Источник фото - СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Расширение использования беспилотных автомобилей является одним из наиболее перспективных направлений для развития транспортной отрасли. В теории массовое внедрение беспилотного транспорта позволит существенно сократить количество ДТП на дорогах и уменьшить уровень смертности, решить проблему нехватки водителей, оптимизировать расходы на доставку пассажиров и грузов и проч. Поэтому ученые и инженеры из разных стран мира ведут исследования и разработки, посвященные данной тематике. 

«Наша команда уже много лет ведет исследования, которые направлены на создание систем автономного управления колесными транспортными средствами. Последняя версия разработки – беспилотный грузовик на основе электромобиля Газель E-NN», – отметил и.о. заведующего кафедрой робототехники и автоматизации производственных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ», к.т.н., доцент Денис Михайлович Филатов.

Базой для беспилотника выступил обычный грузовик, серийно выпускаемый Горьковским автозаводом, который был предоставлен команде в феврале на Технологическом конкурсе НТИ UP Great «Пятый уровень».

Ранее командой сотрудников и студентов старших курсов факультета электротехники и автоматики СПбГЭТУ «ЛЭТИ» уже был создан прототип беспилотного автомобиля на базе дизельной платформы Газель NEXT. Однако для новой платформы пришлось заново создавать блоки управления основными агрегатами автомобиля. 

Для сбора информации о дорожном движении в машине установлен комплекс из различных датчиков: лидары (лазерные локаторы) позволяют получать информацию о расстоянии между беспилотником и другими объектами в любое время суток; видеокамеры собирают визуальные данные, используемые для распознавания дорожных объектов; инерциальная навигационная система помогает двигаться грузовику по заданной траектории; GPS используется для отслеживания перемещения по спутнику.

Собранные с датчиков данные агрегируются, обрабатываются и фильтруются специальным программным обеспечением, использующим алгоритмы искусственного интеллекта. Эта система, созданная учеными ЛЭТИ, анализирует весь комплекс разнообразных данных для принятия решений о действиях беспилотного грузовика на дорогах общего пользования.

«Наша разработка была успешно испытана в автономном режиме на дорогах общего пользования в рамках соревнований беспилотного транспорта на территории Особой экономической зоны “Алабуга” в Республике Татарстан. Однако функционал, который мы закладываем в наш грузовик, позволяет решать гораздо больше задач, чем только перемещение по магистралям. Например, в ближайшем будущем он может использоваться для такой востребованной задачи, как транспортировка грузов на территории промышленных предприятий», – рассказала ассистент кафедры систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Екатерина Андреевна Масленникова.

Сейчас ученые ЛЭТИ ведут работу над преодолением барьеров, которые возникают в процессе использования транспорта в беспилотном режиме. Среди них некорректная работа визуальных датчиков во время сильного дождя или тумана, несовершенство алгоритмов обработки информации для принятия оптимальных решений, а также значительные погрешности в позиционировании автомобиля со спутника, возникающая из-за отражения сигналов в плотной городской застройке. 

Проект выполнен в рамках программы развития СПбГЭТУ «ЛЭТИ» «Приоритет 2030». 

 

Источник информации и фото: СПбГЭТУ «ЛЭТИ»