2-3 октября 2024 года факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Российской академии образования, Союза журналистов России и Санкт-Петербургского государственного университета провел Первую Всероссийскую научно-практическую конференцию медиапедагогов.
Мероприятие объединило более 250 экспертов из 45 регионов России и стало логичным продолжением двадцатилетней научно-исследовательской, методической, организационной и экспертной деятельности факультета журналистики в области медиаобразования. «Эта тема давно живет и развивается в академическом пространстве. Сегодня мы хотим объединить школьных медиапедагогов с теоретиками, которые давно занимаются вопросами медиаобразования, с практиками», – отметила академик РАО, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Леонидовна Вартанова.
Актуальность проведения конференции отмечали в своих приветствиях представители исполнительной и законодательной власти, ведущих отечественных научно-образовательных центров и журналистского сообщества.
«Если в предшествующие периоды истории человечества традиционной проблемой являлась нехватка информации, то в настоящее время столь же серьезным вызовом сделался ее переизбыток. Дезориентированный противоречащими друг другу сообщениями, пресыщенный часто сменяющейся повесткой, обезоруженный потоком фейковых новостей, наш современник вынужден непрерывно совершенствовать свои навыки работы с информацией, чтобы сохранить способность самостоятельно мыслить и действовать, — объяснил заместитель министра науки и высшего образования Константин Ильич Могилевский. — В связи с чем подготовка молодежи и, прежде всего, будущих журналистов к эффективной и безопасной работе в цифровой среде становится одной из ключевых задач высшего образования в этой сфере».
Аналогичную идею выразил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО Владимир Романович Легойда: «Мы живем уже не просто в информационную эпоху, как говорили мы еще недавно, мы живем в постоянно меняющемся медийном пространстве, в котором, как в древней мифологии, переплетено или отсутствует деление на правду и вымысел, субъектно-объектные отношения, фейки и действительность, и грань между ними становится все более тонкой и все сложнее уловимой без каких-то специальных средств. Мне кажется, что это предельно обостряет требования к высокому профессионализму, предельно обостряет то, что взыскует человек с момента происхождения человечества. Давайте и такую философскую глубину зададим нашей работе, тем более что некоторые темы напрямую на это выводят».
В течение двух дней работа проходила в разных форматах. Состоялись два пленарных заседания, на которых исследователи и педагоги озвучили концептуальные подходы к осмыслению медиаобразования в цифровой среде и изучению медиаграмотности в системе обеспечения коммуникационного суверенитета России, предложили решения значимых терминологических вопросов в области медиаобразования и поделились опытом работы в регионах.
«Вопросы, которые будут обсуждаться на конференции, поставят новые задачи для образовательной системы, для работы школы и учителей. Проекты медианаправления, медиаклассы открываются не только в Москве, но и в регионах Российской Федерации, что имеет важное значение для ранней профориентации наших детей. Важно, чтобы в этом процессе мы оказали помощь нашим педагогам», — сказала заместитель президента РАО Жанна Витальевна Садовникова.
В свою очередь, председатель Союза журналистов России Владимир Геннадьевич Соловьёв отметил: «В нашем стремительно меняющемся мире медиапедагогика приобретает все большее значение, влияя на интеллектуальное и культурное развитие нашего общества. Современные дети и подростки активно используют разнообразные медиаресурсы в повседневной жизни, поэтому важно, чтобы они получали образовательную поддержку в этой сфере. Медиапедагогика предлагает новые методы и подходы к преподаванию, которые соответствуют современным информационным реалиям и потребностям учеников».
Также на конференции прозвучала идея создания на базе факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова единого информационного ресурса для оказания консультационной, методической и информационной поддержки медиапедагогов.
Мастер-классы, организованные в рамках конференции, продемонстрировали возможности проектной работы, выстраивания возрастной вертикали медиаобразовательных практик и инициатив.
Формат круглых столов позволил участникам форума обсудить наиболее актуальные вопросы совершенствования сферы медиаобразования, развитие медийной подготовки учащихся как направления работы в российских школах, методы и приемы «медийной реабилитации» современного педагога, подходы к анализу его медиаобраза. Значительная часть дискуссий касалась поиска баланса между технологиями и смыслами в работе медиапедагога. Участники конференции говорили об организации системной работы учителей, исследователей и практиков по обучению принципам работы с технологиями искусственного интеллекта в образовательной сфере.
Эксперты сформулировали предложения о формировании библиотеки удачных методических решений в области медиаобразования, о создании единой площадки для обмена опытом и дискуссий представителей профессионального журналистского, академического и педагогического сообществ.
Информация и фото предоставлены пресс-службой факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова