Человек стремится отыскать рациональное зерно во всем, что встречает на пути. И такое сложное понятие, как интеллект, не исключение. Как «взвешивают ум» IQ-тесты, для чего и для кого они предназначены и что на самом деле показывает «коэффициент интеллекта»?
Объять необъятное
Идею, что разные когнитивные способности человека тесно взаимосвязаны и в их основе лежит некое общее начало, выдвинул в 1904 г. британский психолог Чарлз Спирмен. Опираясь на свои наблюдения, он предположил, что у человека можно измерить так называемый общий интеллект. Основываясь на теории Спирмена, психологи стали разрабатывать разнообразные подходы к оцениванию общего интеллекта. Так появились на свет тесты на IQ (от англ. intelligence quotient — коэффициент интеллекта). Но насколько всесторонне они оценивают ум?
Как отметила в интервью для «Российской газеты» профессор Московского городского психолого-педагогического университета Виктория Соломоновна Юркевич, основных типов интеллекта шесть: логический, академический, социальный, художественный, практический и сенсомоторный. IQ-тесты в большей степени измеряют именно логический интеллект — умение понимать, анализировать и сравнивать информацию. И хотя без его участия действительно невозможен успех в любой области — от математики до спорта, — делать по результатам тестирования общий вывод о гениальности или глупости человека не стоит.
«Самый высокий показатель IQ обычно бывает у физиков-теоретиков. Они постоянно просчитывают сложнейшие умозрительные модели, [у них] этот тип мышления отлажен и с этими тестами им справиться проще. <…> Каждый человек владеет всеми видами интеллекта. Но какой-то будет доминантен, другие выражены, а где-то могут быть и провалы. Именно из-за того, что у физика и художника работают разные виды интеллекта, сравнивать их между собой очень трудно», — объяснила В.С. Юркевич. Схожую точку зрения высказала в 2012 г. канадско-британская группа ученых, заявив о том, что оценивать ум человека как единое целое бессмысленно, так как он слагается из нескольких независимых компонентов.
Тем не менее IQ-тесты продолжают использоваться. Одна из причин — в том, что эти испытания помогают сопоставить интеллектуальную зрелость человека с его биологическим возрастом и выявить нарушения или одаренность. Иными словами, высокий коэффициент интеллекта показывает, что когнитивные навыки тестируемого более развиты, чем у большинства его ровесников. И наоборот: слишком низкий IQ может говорить о задержке в развитии. Средним коэффициентом интеллекта среди населения Земли считается 100 с небольшим отклонением «влево» или «вправо».
Какие тесты на интеллект можно встретить в современной психологии?
Оценить умственный возраст
Тест Стэнфорд — Бине — популярный тест на IQ для детей. В его основу легла шкала измерений детских умственных способностей, разработанная в начале XX в. французскими психологами Альфредом Бине и Теодором Симоном для отсева детей, недостаточно развитых для изучения обычной школьной программы. В дальнейшем тест усовершенствовал профессор Стэнфордского университета Льюис Терман. Так обновленный подход получил название шкалы интеллекта Стэнфорд — Бине.
Тест, состоящий из вербальных и невербальных заданий, проверяет когнитивные способности ребенка по пяти параметрам. В их числе — подвижный интеллект (умение решать задачи независимо от опыта), вербальный интеллект и общие знания, визуально-пространственный интеллект, математическое мышление и рабочая память.
Современная редакция теста Стэнфорд — Бине используется для оценки умственного развития детей. В США и Европе его применяют в клиниках, центрах дополнительного образования и школах для учеников с трудностями в обучении. Однако даже у текущей версии метода остается существенный недостаток: тест Стэнфорд — Бине в большей степени проверяет знания и навыки ребенка, зависящие не столько от ума, сколько от уже пройденного обучения и жизненного опыта.
От экспертиз до клинической практики
В отличие от шкалы Стэнфорд — Бине тест Векслера изначально разрабатывался в медицинских целях исключительно для взрослых. Подход был предложен в 1939 г. американским психологом Дэвидом Векслером. Позже тест адаптировали для детей.
Именно в этом виде тестирования интеллект человека впервые оценивался в сравнении с когнитивными способностями его ровесников. В более ранних исследованиях основной акцент делался на выявление умственного возраста испытуемого.
Тест Векслера включает два типа заданий: вербальные (арифметические вычисления, повторение чисел, общие вопросы) и невербальные (раскладывание кубиков, картинок, сбор паззлов). С каждой задачей сложность тестирования возрастает.
Тест Векслера широко применяется в российской медицинской диагностике: например, его используют при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии и медико-социальной экспертизы. Этот метод тестирования помогает выявлять умственную отсталость в любом возрасте, у детей также позволяет обнаружить задержку в развитии и аутизм.
Без лишних слов
Прогрессивные матрицы Равена (Рейвена) — невербальный тест на IQ, разработанный британским психологом Джоном Рейвеном в 1936 г. Он состоит из 60 заданий, в каждом из которых предлагается выбрать недостающую часть геометрического узора-матрицы из предложенных шести или восьми фрагментов. Выполнить тест, разбитый поровну на пять серий, нужно за ограниченное время. Как и в тесте Векслера, сложность заданий возрастает от начала к концу. Тестирование при помощи матриц Равена позволяет проверить уровень абстрактного мышления и умение справляться с задачами независимо от накопленных знаний.
Тест покорил психологов простотой применения и интерпретации результатов, а также тем, что он позволяет оценить интеллектуальные способности человека вне зависимости от языка, которым тот владеет. Матрицы Равена активно используются во многих странах мира для выявления умственной одаренности, а в США применяются для тестирования школьников, студентов и новобранцев в армии.
Распространен в России, под вопросом на Западе
Еще одну известную разновидность тестов на интеллект разработал немецко-британский психолог Ганс Юрген Айзенк. Существует около десяти версий этого тестирования, а также сочетающий несколько из них «комбинированный тест Айзенка», состоящий из 40 вербальных и невербальных заданий. Этот IQ-тест призван оценить математическое мышление человека, его вербальный и визуальный интеллект.
На Западе подход Айзенка к оценке интеллектуальных способностей не получил широкого распространения. Более того, в 2019 г. многие научные результаты психолога были поставлены под сомнение. Тем не менее этот вид тестирования популярен в России.
Применять с осторожностью
Помимо уже перечисленных, в числе целей, с которыми применяются тесты на IQ и их производные, — научные исследования взаимосвязи интеллекта с различными факторами (особенностями мозга, наследственностью, неблагоприятными условиями развития и т.п.) и даже оценка кандидатов при приеме на работу! Однако полагаться исключительно на результаты IQ-теста при оценке ума человека — что ребенка, что перспективного сотрудника — не стоит. Причина все та же: интеллект человека слишком многогранен, чтобы загнать его в рамки одного, даже очень тщательно продуманного листочка с заданиями.
«Специалисты при подборке соискателя на вакансию проводят целую батарею тестов, чтобы понять, подходит человек для той или иной работы или нет. Они <…> проверяют все аспекты и виды интеллекта, его интересы и мотивацию, только после этого выносят решение <…>, — привела пример Виктория Соломоновна Юркевич в интервью для «Российской газеты». — Даже при отборе одаренных школьников тест на IQ — всего лишь один из серии показателей».
Источники
«Российская газета». Алексей Дуэль. Высокий IQ встречается чаще у физиков и теоретиков, чем у художников (интервью с В.С. Юркевич)
«Российская газета». Елена Субботина. Доказана бесполезность тестов на IQ
«РБК». Юлия Токарева. Что такое IQ: как проходят тесты и что значат их результаты
«Словари и энциклопедии на Академике». Тест Бине — Симона (выдержка: Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, ак. В.П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003)
«Словари и энциклопедии на Академике». Шкалы Векслера (выдержка: Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, ак. В.П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003)
«Словари и энциклопедии на Академике». Прогрессивные матрицы Равена (выдержка: Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, ак. В.П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003)
Источник изображения на превью: peshkova / фотобанк 123RF
Источник изображения на главной странице: videoflow / фотобанк 123RF
Источники изображений на странице: rawpixel / фотобанк 123RF, freepik / фотобанк Freepik, freepik / фотобанк Freepik, psh.vector / фотобанк Freepik, freepik / фотобанк Freepik, Drazen Zigic / фотобанк Freepik.