В этом сезоне участникам археологической экспедиции Института археологии РАН удалось сделать сразу несколько уникальных находок в Новоиерусалимском монастыре — фрагмент отливки самого большого колокола в монастыре и сразу несколько печей для обжига изразцов, сообщается в пресс-релизе института.
Экспедиция под руководством Леонида Беляева работает в Воскресенском монастыре с 2009 года, и в предыдущие сезоны археологи из этой группы уже сделали несколько открытий. Так, в 2010 году они нашли горн для формовки и отливки огромных колоколов.
Известно, что самый большой колокол этого монастыря — Воскресенский — не сохранился до нашего времени. До нас дошли только его описания, сделанные европейскими путешественниками, где говорится, что с одной стороны была изображена сцена воскресения, а с другой царская семья. Однако теперь благодаря новой находке можно более точно установить облик утраченного колокола. На дошедшем до нас фрагменте изображена часть композиции «сошествия во ад», которая по стилю не типична для этого места, а «демонстрирует безусловно европейскую иконографию». Европейский стиль изображения — это не удивительно, поскольку «мастерская патриарха Никона» состояла во многом из выходцев из Речи Посполитой, а также из жителей Германии, Венгрии, возможно, и более удаленных мест.
Не менее значима и другая находка — печи для изготовления изразцов. Во-первых, впервые найдена не единичная печь, а целых три горна — два больших и пристроенный к ним позже еще один, поменьше. Во-вторых, кроме собственно печей, были найдены образцы разнообразного «печного припаса», всевозможные подставки и крепления для изразцов — до сих пор подобных изделий датируемых ранее XVIII века в России не обнаруживалось.
По сути эти находки представляют собой начальный этап формирования так называемого московского барокко. «В Новом Иерусалиме возникло производство, европейское по технологии и стилю, но совершенно русское по размаху — многие тысячи крупных изразцов нужны были для фризов и наличников, порталов и иконостасов», — комментирует находку Леонид Беляев.
Фото: Александр Гришин, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons