7 февраля на факультете журналистики МГУ начала работу ежегодная международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия». 300 медиаменеджеров, журналистов, преподавателей вузов собрались на одной площадке, чтобы подвести итоги предыдущего года, обсудить сформировавшиеся в индустрии тренды и дать прогнозы развития медиарынка. В этот раз конференция посвящена современным проблемам теории и практики журналистики.
«Сегодня в журналистском образовании мы должны учитывать двух важных и сложных игроков: индустрию и общество. И простые вопросы, которые нам стоит задавать себе каждый день, имеют концептуальное значение. Нужна ли журналистика обществу? Что представляет собой работа корреспондента: выпуск новостей или формирование повестки дня? Должен ли журналист предоставлять только факты или медиапотребители все-таки нуждаются в мнениях? Требуется ли нам объективизация действительности или мы хотим жить в субъективной реальности? Информация - для всех сразу или для фрагментированной аудитории?» - намечает общий вектор дискуссии декан факультета журналистики Елена Леонидовна Вартанова, открывая пленарное заседание. Профессор уверена, что, несмотря на расширение индустрии медиа и некое размытие ее контуров, СМИ опережают все традиционные культурные институты и продолжают усиливать позиции «в секторе экономики свободного времени и пространстве генерации смыслов».
Для обсуждения проблем отрасли к беседе присоединились медиаменеджеры и медиааналитики. Первый заместитель генерального директора «ТАСС» М.С. Гусман сконцентрировался на технологических вызовах, брошенных современным журналистам. «Мы стоим перед опасностью: технологии развиваются быстрее, чем человеческая ментальность», -констатирует Михаил Соломонович, рассуждая о случаях взломов социальных сетей информационных агентств и фейковых новостях, то и дело появляющиеся в медиапространстве.
Р. Р. Тагиев, генеральный директор Mediascope, рассказал о роли маркетинговых исследований в системе массмедиа и об основных читательских и зрительских предпочтениях. «Для потребителя важнее всего бренд и ответственность редакции за предоставленные новости», - акцентирует внимание коллег Руслан Русланович, отмечая, что аудитория предпочитает мультиплатформенные ресуры, информацию с которых она будет получать прямо с экранов смартфонов.
М. Л. Бергер, генеральный директор холдинга «Румедиа», рассказал о сложностях взаимодействия акционеров, управляющих в пределах медиахолдингов и о типах компаний в медиаиндустрии.
У каждого из участников конференции особенное видение проблем профессии, ведь каждый смотрит со своей позиции. Однако единый вывод, к которому пришли эксперты, журналисты и преподаватели, это необходимость «гармонизации образовательных стандартов и профессиональных практик». Начинать работу над такой глобальной задачей сейчас особенно символично: 2017-ый – это год 70-летия журналистского образования в МГУ и 65-летия факультета журналистики.
Конференция продолжилась круглыми столами, секциями и дискуссиями, посвященными контент-стратегиям СМИ, вопросам медиаобразования, проблемам журналистской идентичности и трансформациям медиасистем.