Ученые из Оксфордского университета во главе с Робин Данбар (Robin Dunbar) исследовали когнитивные механизмы, благодаря которым мы определяем шутку как смешную или несмешную: смешная шутка сложно устроено и содержит много подтекстов, но не настолько много, чтобы аудитория не смогла их уловить. Статья опубликована в журнале HumanNature, об исследовании рассказывает сайт Оксфорда.
В эксперименте психологи изучали реакцию 55 человек на разные шутки. Испытуемыми выступили студенты Лондонской школы экономики, а в качестве материала использовались шутки из подборки «100 самых смешных шуток всех времен», состоящей по большей части из отрывков выступлений успешных стендап-комиков. Это были и совсем короткие шутки, одной строкой, и более длинные и сложные тексты. Треть шуток была фактического характера, основанные на наблюдении каких-то несоответствий в мире, остальные базировались на каких-то предположениях о третьих лицах. Все шутки были ранжированы по 4-бальной шкале, от не смешных до очень смешных.
Исследователи обнаружили, что самыми смешными шутками оказались те, в которых присутствовали два персонажа и до пяти уровней интенциональности между комиком и аудиторией. Интенциональность в данном случае — способность понимать подтексты сказанного. Если шутка была устроена более сложно, то люди часто теряли нить, и им не было смешно. То есть было важно, чтобы шутка была умно выстроена, но не слишком сложной для восприятия. Ученые обнаружили, что все самые смешные шутки профессиональных комиков устроены намного сложнее, чем те, что мы употребляем в нашем ежедневном общении, содержат больше подтекстов, но при этом не превышают некоторый лимит, когда слушающий уже перестает понимать, что имеет в виду говорящий.