Сотрудники британского Института Гамильтона Керра, являющегося подразделением музея Фитцуильям, объяснили, каким образом смогла сохраниться картина «Поцелуй Иуды», написанная в период до Реформации, примерно в 1460 году, на деревянной основе. Церковное искусство того времени по большей части не сохранилось — считается, что погибло около 97% религиозных произведений, созданных до второй четверти XVI века. Картину спасло повторное использование дерева, на которой она была написана, рассказывает сайт Кембриджского университета.
«Двойная жизнь» картины была раскрыта после того, как она из церкви Святой Марии в графстве Нортгемптоншир, где не было необходимых условий для ее сохранения, попала в музей Фитцуильям. На поверхности картины была грязь и фекалии летучий мышей, лак сильно потемнел, мешая разглядеть изображение.
Однако главное открытие ждало ученых с задней стороны доски с картиной. Она оказалась покрытой фанерой, причем сделано это было явно позже времени создания картины. Под ней, на задней части доски были обнаружены следы надписей. Инфракрасная фотография помогла расшифровать их и датировать XVI веком. Предположительно заднюю часть картины использовали для перечисления десяти заповедей протестантской церкви.
Ученые не знают точно, зачем понадобилось использовать доску с картиной повторно: возможно, из соображений экономии, или кто-то решил таким образом спасти картину. Сама она датируется серединой XV века, что установить удалось с помощью изучения колец роста дерева, на котором она была написана. Сегодня картина отреставрирована и доступна для просмотра в музее.