Когда ждать появления массового беспилотного транспорта? Смогут ли роботы отнять у нас работу и где готовят специалистов по искусственному интеллекту? Об этом и многом другом “Научной России” рассказал Василий Владимирович Фомичёв — доктор физико-математических наук, профессор, заместитель декана по научной работе факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова.

— Мы часто слышим сообщения о том, что в той или иной стране, городе, в тестовом режиме запустили беспилотный транспорт. Но пока так и непонятно, когда можно ожидать повсеместного внедрения таких передвижных средств? Насколько это вообще отдалённая перспектива? 

— Для начала нужно решить, а что мы вообще понимаем под беспилотным транспортом. Если мы говорим об устройствах, которые ездят сами, без водителя, то они уже есть, активно используются, просто мы их не видим. Например, на складских помещениях многих предприятий работают абсолютно автономные роботы-погрузчики. У крупнейших компаний, таких как AliExpress и другие, где есть большие складские помещения, всё давно автоматизировано. 

Другое дело, когда мы говорим, например, о беспилотном такси, которое сможет доставить нас от дома до работы, причем объезжая пробки: быстро, удобно, надежно. Вот с этим пока еще есть проблемы.  

Технологии беспилотного транспорта активно развиваются и отрабатываются в последние годы: как во всем мире, так и у нас в стране. Первые беспилотные автомобили мы могли видеть еще в 2004 году, в легендарном конкурсе DARPA Grand Challenge, где первые беспилотные машины проехали по пустынной, абсолютно спокойной местности 10-11 километров и заглохли. А позже, где-то через 4-5 лет, на  DARPA Urban Challenge 2009,  автомобили уже вполне нормально ездили в городских условиях; правда, в специально сымитированном городе, построенном для этих испытаний.  

Буквально каждые 2-3 года происходит большой скачок в развитии беспилотного транспорта, но проблема всегда в надежности такого транспорта, в технологиях, в экономической обоснованности и так далее. То есть там, где обстановка абсолютно понятная и однотипная – будь то склад, какая-то закрытая территория, движение в открытом море или на воздушной трассе, где нет препятствий и меняющейся обстановки, – там беспилотные технологии давно действуют. А вот там, где всё меняется, как в городе, проблемы еще остаются, поэтому вряд ли в ближайшие пять лет мы все массово пересядем на беспилотные такси. 

—  Какие виды транспорта легче всего адаптировать к беспилотным поездкам? 

— Как я и говорил, такие машины, которые действуют в неменяющейся, в более-менее стандартной обстановке: закрытые территории, такие как склад или территория какого-нибудь закрытого агломерата. Как пример: Иннополис в Казани, где уже работает беспилотное такси. Это территория небольшая, ограниченная и хорошо размеченная, знакомая для этих беспилотных транспортных средств. 

Следующий этап, где может вводиться такой транспорт — полуразмеченная территория, хоть и со своими нюансами, но все-таки более-менее стандартная; это метро и другой железнодорожный транспорт, где движение происходит по рельсам, по прямой дороге. Знаю, что РЖД ведет разработку беспилотных поездов и уже обкатывает эти технологии, есть такие технологии не только у нас в стране. Уверен, что рельсовый транспорт может быть автоматизирован, и здесь мы можем ожидать прорыва как раз в ближайшие 5-10 лет. Что касается авиасообщения, то оно уже сейчас во многом является беспилотным. Морские поездки тоже могут быть автоматизированными. Но для всех этих видов транспорта пока еще нужен человек, чтобы работать в ключевых конечных точках, таких как прибытие в порт, взлет и посадка самолета, подъезд к станции – то есть там, где обстановка может быстро меняться. 

— Как продвигается разработка беспилотного транспорта в России? 

— Разработки ведутся в самых разных центрах на разном уровне. Если говорить о каких-то ярких и запоминающихся проектах, то это, в первую очередь, “Яндекс”. Их беспилотные автомобили достаточно продвинутые и могут ездить по дорогам общего пользования. Да, возможно, они отстают пока от “Гугл”, но не так уж сильно. Есть другие коммерческие проекты, например, компания Cognitive Technologies, которая работает совместно с “КамАЗом” над беспилотными грузовиками и автоматизацией крупных автомобилей в целом. Есть компания Ronavi Robotics, которая выпускает автоматических роботов-погрузчиков для складских помещений. Некоторые лаборатории нашего факультета ВМК сотрудничают с этой компанией, помогают им писать софт. Есть достаточно крупные и интересные проекты в “Сколково”, где тоже делают роботов-погрузчиков, в частности, RoboCV. В общем, компетенции у нас в стране есть, технологии разрабатываются. Другой вопрос, что они, возможно, внедряются не так широко, как хотелось бы.  

— А как искусственный интеллект сможет справиться с критическими и неожиданными ситуациями на дороге, требующими быстрой и четкой реакции? 

— Вопрос сложный и относится он скорее к области этики, а не технологий. Например, разогнался автомобиль, и вдруг неожиданно на дорогу выскакивает ребенок. Что делать? Справа – остановка с людьми, слева – встречный автобус. На этот вопрос и не каждый человек-то знает, что ответить. А ведь так называемый искусственный интеллект только имитирует интеллектуальную деятельность человека, а не реально что-то думает

— Вы упомянули факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, где работаете, а какие программы, связанные с беспилотным транспортом, есть там? 

— У нас есть целый ряд кафедр, которые традиционно занимаются различными задачами автоматизированного управления. В англоязычной литературе есть два понятия, которые  переводятся как «управление» –  это control и management. Management – это управление социальными системами в экономике и так далее, а control – это управление техническими средствами; и наши кафедры как раз занимаются тем самым управлением в смысле control.  

Василий Фомичёв - специалист в области математической теории автоматического управления, теории устойчивости, обыкновенных дифференциальных уравнений, уравнений с запаздыванием, автор более 100 научных работ (среди них 5 монографий).

Василий Фомичёв - специалист в области математической теории автоматического управления, теории устойчивости, обыкновенных дифференциальных уравнений, уравнений с запаздыванием, автор более 100 научных работ (среди них 5 монографий).

 

Я возглавляю кафедру нелинейных динамических систем и процессов управления; есть еще кафедра системного анализа, которую возглавляет академик Александр Борисович Куржанский – видный специалист в области автоматического управления. Еще одна кафедра с похожим профилем – это кафедра оптимального управления, созданная великим, известным во всем мире академиком Львом Семеновичем Понтрягиным (сейчас ее возглавляет экс-глава РАН Ю.С.Осипов). Подготовка специалистов в области теории управления на факультете ВМК активно ведется, но мы больше занимаемся теоретическими исследованиями –  как говорят, с ручкой, с карандашом и листком бумаги, а вернее, с компьютерами (на которых проводится моделирование тех или иных систем), если говорить о современных реалиях. 

Наша задача – подготовить специалистов, которые понимают общие принципы управления техническими устройствами, общие принципы создания таких устройств, их функционирования и так далее. Мы даем фундаментальные знания. Выпускники работают в разных областях, в разных компаниях. Многие ребята трудятся в такой крупной компании как Festo. Это изначально немецкая, а сейчас уже и транснациональная корпорация – крупная корпорация, которая занимается автоматизацией разных производств. Есть ребята, которые работают в наших институтах, связанных с высокотехнологичными устройствами, есть выпускники, которые решили заняться стартапами, и так далее – словом, выбор большой. 

На нашей кафедре ведутся различные исследования теоретического характера. Особенно интересны исследования по взаимодействию больших групп мобильных устройств, например, квадрокоптеров: как они должны взаимодействовать внутри себя в стае, чтобы не сталкиваться, выполнять групповые миссии и так далее.  

— А где шанс ошибки выше: в беспилотном транспорте или в транспорте, которым управляет человек?

— Сложно ответить однозначно. Где-то ошибается больше человек, где-то – робот. Например, в складских помещениях — там, где работают автоматизированные погрузчики, — роботы работают гораздо точнее, чем люди. В хорошей, привычной обстановке, где надо делать постоянную монотонную работу, робот лучше.  

А вот в сложной, меняющейся обстановке, например на городской трассе, там пока еще человек, наверное, будет понадежнее. Хотя...мы же знаем, сколько аварий происходит по вине безответственных водителей, пешеходов: 16-18 тысяч человек только у нас в стране гибнет каждый год в автомобильных авариях. Если транспорт будет беспилотным, я думаю, что число таких трагических исходов сократится. Но для этого нужна инфраструктура. 

Надежность многих технологий сегодня высокая, но, возможно, не такая, как хотелось бы. Как пример, распознавание образов. В большинстве современных телефонов есть распознавание хозяина по лицу, по фотографии. С высокой надежностью, допустим, 99% надежности. Так вот, если вас с утра вдруг телефон не распознал, то ничего страшного, вы сделаете второй снимок, и он вас узнает. А если с такой же вероятностью 99% камера, стоящая на автомобиле, будет распознавать, допустим, пешеходов...это значит, что каждого сотого машина будет сбивать? Здесь нужна крайне высокая надежность. Но стопроцентную надежность пока никто не может дать. Технологии отрабатываются, многие компании сейчас накатывают сотни километров на своих беспилотных автомобилях, но пока не рискуют выпускать их в массовое производство. 

— Автоматизация, конечно, дело хорошее. Но как-то страшно даже думать о том, сколько профессий может кануть в Лету. На ваш взгляд, какие профессии мы можем потерять в первую очередь и стоит ли этого бояться? 

— Сейчас сложно давать какие-то прогнозы. Будут уходить, как всегда, профессии, требующие монотонного труда, выполнения стандартных, утилитарных вещей. Раньше, например, автомобили собирались на сборочном конвейере рабочими, а сейчас эти процессы большей частью автоматизированы и всё это делают роботы. Но, с другой стороны, ведь роботов тоже надо обслуживать, настраивать, ремонтировать и т.д. Поэтому, да, профессии уходят, но возникают новые.  

Или возьмем профессию журналиста. Если нужно просто говорить с экрана (так называемые говорящие головы), то да, это уже сейчас могут роботы. А придумать вопросы? А проанализировать ответы? А подготовить авторский материал? Искусственный интеллект этого не может: он может выполнять уже решенные человеком задачи. А вот ставить новые задачи, придумывать что-то новое пока может только человек. Поэтому профессии будут трансформироваться. Потребуется больше специалистов, разбирающихся в тех же самых технологиях искусственного интеллекта. Не стоит бояться искусственного интеллекта, для людей работа всегда найдется. Какая работа? Более творческая, наукоемкая, аналитическая. 

Да, там, где нужны переборные вещи (перебор множества вариантов), компьютер – лучше. Но есть творчество, которое никто не отменял, и новые задачи, которые придумывает человек, и новые технологии, которые тоже придумывает человек; и здесь компьютер, искусственный интеллект нам могут только помочь, но никак не заменить. 

Беседовала Янина Хужина.