В архитектуре прошлых веков «внешнее» далеко не всегда соответствовало «внутреннему». Случалось ли вам когда-нибудь, прогуливаясь по историческому центру Москвы или Петербурга, восхищаться узорчатыми фасадами зданий, чтобы потом обнаружить внутри пресный и неприглядный интерьер? Идея «единого стиля», которая сейчас уже никого не удивляет, появилась совсем недавно — на излете XIX в. И имя ей было «современность» — модерн.
Если вы хоть раз встречали произведения эпохи модерна, это слово сразу должно вызвать у вас множество ассоциаций: природные мотивы, округлость линий, пастельные цвета. И хотя творения Альфонса Мухи, Антонио Гауди или Федора Осиповича Шехтеля безусловно соответствуют этому образу, за ними легко упустить главное, чем был модерн, — первым целостным стилем, взявшим под свое крыло не только архитектуру или живопись, но все искусство.
Модерн как термин несколько путает неподготовленного человека. Это и архитектурный стиль, и предметы быта, и философия, и эпоха. Когда в конце XIX в. людей культуры испугала бездушность предметов индустриальной революции, штампуемых на фабриках и заводах, они решили окунуться в противоположную стихию.
Один из первых «дизайнеров», британец Уильям Моррис, предложил убежать от промышленной пресности в мир ручной работы и уникальных вещей. Он любил романтический флер средневековых сказок, цветочные орнаменты гобеленов и богато украшенные ткани, так не похожие на заводскую штамповку. Его предложения и идеи подхватили другие художники и буквально «искусственно» сконструировали модерн.
Бельгиец Виктор Орта был первым архитектором модерна, который создал особняк Тассель в Брюсселе в 1892 г. Это здание произвело настоящий фурор, и Орту присвоили звание создателя нового стиля в архитектуре. После того как его последователь Эктор Гимар представил новый стиль в Париже, модерн начал покорять Европу. Гимар не только проектировал здания, но также создавал интерьеры и мебель. В 1900 г. он спроектировал входы в павильоны парижского метро, что привело к тому, что жители начали называть модерн «стилем Гимар» или «стилем метро».
Модерн проникал в повседневную жизнь простых людей, что также отличало его от «дизайна» прошлых веков. Афиши, нарисованные Альфонсом Мухой, были достоянием любого прохожего. Заколки, гребни, флаконы духов тонкой работы были доступны не только богатым дамам, а журналы с нежными иллюстрациями мог купить кто угодно.
Возможно, квинтэссенцией стиля и его идей стал так и не законченный собор Саграда Фамилия в Барселоне, созданный Антонио Гауди. Это архитектурное чудо, начатое в 1882 г., отражает все главные идеи стиля модерн. Каждая деталь здания имеет свой смысл и символику, при этом не в ущерб функциональности, а внутреннее убранство поражает своими красотой и монументальностью. К тому же собор — достояние людей, а не одной богатой семьи или промышленной компании.
Поскольку модерн во многом произошел из фольклора, то и национальные элементы были в нем очень сильны. Причем в каждой стране это выражалось по-своему. Мало кто задумывается сейчас о том, что знаменитая русская матрешка на самом деле — придумка эпохи модерна, созданная на основе игрушки, прибывшей из далекой Японии. Модерн в России жил в сказочных деревянных теремах и избушках, иллюстрациях Ивана Яковлевича Билибина.
Другим столпом русского модерна был Федор Осипович Шехтель, архитектор, подаривший нам особняк семьи Рябушинских, более известный как дом Максима Горького, Московский художественный театр и Ярославский вокзал. К несчастью, когда стук барабанов Первой мировой войны докатился до России, в изящном модерне Шехтеля уже никто не нуждался — как и в модерне вообще.
Стилю суждено было погибнуть так же быстро, как и появиться. На территории СССР модерн не мог существовать в принципе, поскольку его внешнее богатство плохо сочеталось с идеями равенства и братства. В Европе же на смену ярким краскам модерна пришли более сдержанный ар-нуво и модернизм. Они, конечно, наследовали великому стилю, но не были его прямыми продолжателями.
Впрочем, модерн, пусть и перестал быть «современным», все равно продолжал влиять на искусство и спустя десятилетия. На ярких плакатах эпохи хиппи нет-нет да и проскальзывал созданный в начале XX в. модерновый узор. Музыканты, конкурируя за внимание слушателя, использовали эксцентричные формы, шрифты, узоры, женские образы.
С 2013 г. ежегодно по инициативе венгерского журнала Szecessziós Magazin 10 июня отмечается Всемирный день модерна. Эта дата выбрана в память о двух великих архитекторах той эпохи — Эдене Лехнере и Антонио Гауди. И сегодня в современном дизайне интерьера можно увидеть элементы стиля модерн, такие как лампы Тиффани из цветного стекла или обои с эскизами Уильяма Морриса.
Источник фото на главной: Wikipedia / Леонардо Бистольфи
Источник фото на странице: Wikipedia / Коломан Мозер