10 июня – Всемирный день модерна. 

Прогуливаясь по картинной галерее, всегда замедляешь шаг, проходя мимо ярких картин одного знаменитого живописца. И нет, это не «Подсолнухи» Ван Гога. Взгляд задерживается на пестрящих красками полотнах австрийского художника Густава Климта, одного из самых известных живописцев модерна.

Художник вдохновлялся византийскими мозаиками, потому часто использовал в своих произведениях золото. На его женских портретах четко прописаны лицо и руки, а одежда и фон довольно символично обозначены золотым орнаментом. Наиболее известные работы — «Золотая Адель», «Юдифь» и «Поцелуй» быстро стали частью массовой культуры и относятся к живописи модерна.

 

Модерн — это стиль изобразительного, декоративно-прикладного, ювелирного,
интерьерного искусства и архитектуры, который появился в конце XIX века в Англии,
а затем «заполонил» живыми формами всю Европу.

 

Лампы под зелеными абажурами на изящной золотой ножке, ювелирные кулоны с птицей и обилием завитков, стулья с витыми спинками и пестрой обивкой. Узнали? Это все он, модерн, который изначально был задуман нарочито украсить жизнь, приблизив «живую» реальность к искусству. 

Модерн не спутаешь ни с чем другим: обилие декоративных деталей и элементов, плавные линии, округлые и текучие формы просто не позволят сделать этого. 

Языковые различия между странами закрепили множество названий стиля: в Австрии — «сецессион», в США — «тиффани», во Франции — «ар-нуво», в Германии — «югендстиль», в Бельгии — «стиль двадцати», в Англии — «модерн стайл», в Италии — «стиль либерти», а в Швейцарии — «еловый стиль».


В Россию название пришло от французского moderne, что в переводе означает «новый». Его также называли первый «буржуазный» или купеческий стиль. В нем много живого, таинственного и природного, столь милого русской душе. Кстати, именно в России модерн был многолик: сказочник Васнецов, мистик Врубель, пейзажист Левитан и художники-эстеты объединения «Мир искусства» с Бенуа, Сомовым, Серебряковой. Последние совершили достаточно «мирискуснических» революций. Например, в театре. Они полностью изменили его облик. Так, прежде места художнику в театре не было: декорации были скучными, броскими и состояли из стандартных образов, которые кочевали от спектакля к спектаклю. А мирискусники работали с каждой постановкой индивидуально, с реставраторской точностью. Поэтому фигура художника по значимости стала близка к режиссеру. Зрители приходили не только за актерской игрой, но и к изящным декорациям. 

Живопись модерна чаще всего оставалась плоскостной, как на плакатах или книжных картинках. Свои картины художники наполняли символами и аллегориями. Каждый цветок или виток дерева что-то значит. Например, узор из бутонов – символ новой жизни. Самым популярным образом модерн-эпохи была дама в струящемся наряде из ветвей, цветов и узоров – олицетворение богини из мифологических сказаний. Картины модерна подобны застывшим театральным действам, глядя на которые, ты ждешь продолжения. 

                                  Кривая изогнутая линия — главная черта в декоре фасадов и интерьера.

Первым архитектурным воплощением этого стиля стал особняк Тасселя в Брюсселе –  творение одного из основоположников стиля, бельгийца Виктора Орты. Типичная модерн-архитектура – это плавные линии, украшенные растительными мотивами, мозаиками и витражами, большие окна и свобода естественного света внутри помещений.

 

Модерн свободен от традиционных 
классических архитектурных принципов:
симметрии, ордера и античного декора фасадов. 
В нем много природных плавных текучих форм. 

 

Модерн прочно вошел в историю, поэтому с 2013 года 10 июня на календаре можно встретить памятную дату -   Всемирный день модерна (World Art Nouveau Day). И 10 июня – отнюдь не случайный выбор. В этот день с разницей в 12 лет скончались два выдающихся архитектора, внесших вклад в развитие модерна в архитектуре: Эдён Лехнер и Антонио Гауди.

Фото на странице и на главной странице сайта: rawpixel.com / Фотобанк Freepik