Черные раскопки — те, которые делают не профессиональные археологи, а пираты. Найденные артефакты продают затем на черном рынке, и в дальнейшем они часто оказываются потерянными для науки и, следовательно, для нашего понимания истории. В специальном репортаже журнала National Geografic освещается нынешнее положение с археологическим пиратством в Гватемале. Корреспондент журнала побывал в Шультуне, одном из известных городищ майя классического периода, чтобы увидеть последствия таких раскопок.
Последняя известная надпись из этого городища, расположенного в сорока километрах от Тикаля, датируется 899 годом. Известно оно прежде всего тем, что здесь был найден самый древний из известных в регионе примеров календарных расчетов. Однако до недавнего времени раскопки здесь не вели.
Однако нельзя сказать, что многочисленные пирамиды и правители Шультуна никем не потревожены. Этот город был разграблен около 2001 года. В настоящее время повсюду видны туннели черных копателей, по-местному называемых «уечеро» (люди-броненосцы). А это означает, что всё, что было легко вынести и вывезти, уже давно на черном рынке.
Шультун — далеко не единственный город майя, подвергшийся нападению черных копателей. До середины XX века это было нормальной практикой — вывозить сокровища земли майя в европейские страны и США, именно таким путем собраны многие коллекции музеев. Например, прошумела в прессе история идентификации городища Q (Ла Корона), из которого грабительским путем вывезли многие стелы и до 1997 года оставалось непонятным, откуда они происходят на самом деле.
Сейчас найденное в Гватемале или Мексике является собственностью этих стран и после раскопок передается в местные музеи. Поэтому ситуация несколько улучшилась — по крайней мере, вывести стелу целиком сейчас вряд ли удастся. Но можно разбить ее на несколько частей и продать каждый фрагмент по отдельности. Кроме того, более мелкое мародерство всё еще процветает. Самые крупные города стараются охранять, иногда этим занимаются даже бывшие «черные копатели», но в джунглях остается еще немало городов, о которых профессиональным исследователям ничего не известно.
Не надо думать, что вред от грабителей происходит только из-за того, что вещь — обычно сосуд — навсегда осядет в чьих-то карманах. Как правило, через какое-то время она появится в музее (частном или даже государственном), но будет лишена главного — контекста, т о есть предметного окружения, принадлежности к культурному слою и т.д. Это означает, что находка скажет исследователю намного меньше, чем могла бы. Также, поскольку при грабительских раскопках не соблюдаются требования по сохранению памятников, то, что было оставлено на городище, начинает разрушаться из-за природного воздействия.
Грабителями городищ майя обычно являются местные жители, которые занялись этим в период гражданской войны (80-е годы XX века). Кроме раскопок, они участвуют в обороте наркотиков, поскольку до сих пор территория северного Петена в Гватемале неподконтрольна центральной власти. Покупателями же археологических находок обычно являются частные коллекционеры, готовые заплатить любые деньги за возможность получить что-то из мира майя. Зачастую в их руки попадает не оригинальное искусство, а подделка: подделывают до 85% того, что идет на рынок. Но само по себе существование черного рынка ведет к утрате ценных памятников прошлого. Не было бы спроса — не было бы и предложения.
Фото: ДЭВИДА КОВЕНТРИ, NATIONAL GEOGRAPHIC/ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ПРАВИТЕЛЬСТВО ГВАТЕМАЛЫ.