Группа новосибирских ученых, представляющих несколько институтов, провела анализ костных останков, найденных на плато Укок на Горном Алтае 25 лет назад. Тогда находку посчитали останками женщины-воина, отчего родилась гипотеза об алтайских амазонках. Новый же анализ показал, что останки принадлежат юноше. Об исследовании рассказывает журнал Наука из первых рук.
За четверть века, прошедшую с момента обнаружения парного захоронения, появились новые методы исследований. В данном случае был использован молекулярно-генетический анализа с применением четырех систем генетических маркеров (митохондриальной ДНК, полиморфного фрагмента гена амелогенина, STR-локусов аутосом и STR-локусов Y-хромосомы).
Несмотря на то, что сохранность ДНК в останках более молодого погребенного была существенно ниже, нежели в останках зрелого мужчины, были получены достоверные молекулярно-генетические данные, которые свидетельствуют о мужском поле обоих погребенных из кургана 1 могильника Ак-Алаха-1. Установлено и близкое родство погребенных — предположительно, это дядя и племянник. Этот результат расходится с данными, полученными ранее методами физической антропологии. Ученые считают, что причиной таких расхождений может быть молодой возраст погребенного индивида: определение половой принадлежности останков индивидов подросткового возраста по морфологии скелета в некоторых случаях достаточно затруднительно.
Результаты исследований курганных могильников кочевников-пазырыкцев скифского времени (VI—III в. до н. э.) на юге Сибири получили мировую известность благодаря уникальной сохранности останков человека, животных и изделий из органических материалов. Курган 1 могильника Ак-Алаха был обнаружен в 1990 году, он был первым неразграбленным погребением этой культуры, где во льду сохранилось все, что обычно не сохраняется: погребальный инвентарь, фрагменты костюма, снаряжение коней.
Было установлено, что похороненные в нем двое людей имели довольно высокий социальный статус и относились к элите пазырыкского общества. Пол погребенного в первой колоде не вызвал сомнений — это был мужчина, в возрасте 45-50 лет. Пол же второго захороненного был предположительно определен как женский, хотя специалисты и обратили внимание на некоторые «неженские черты». Выводы антропологов подтверждались и особенностями сопровождающего инвентаря — весь он был меньших размеров. А главное, в области таза погребенного были обнаружены 34 раковины каури, возможно, являвшиеся украшением ремня, а семантика этих раковин уже расшифрована — они были (помимо прочего) символом женской плодовитости. Так и родилась гипотеза об жительнице Укока, алтайской амазонке.