В течение последних 10 лет молодые ученые, студенты и аспиранты со всей России отправляются в экспедиции по северным морям на исследовательских судах «Профессор Молчанов» и «Михаил Сомов». Проект Северного (Арктического) федерального университета «Арктический плавучий университет» был запущен в 2012 г. – с тех пор каждый год, кроме пандемийного 2020-го, из Архангельска отправлялись от одной до трех экспедиций за сезон.
Какие исследования проводят ученые в экспедициях «Арктического Плавучего университета»? Кто может принять участие в программе? Как проект помогает привлечь молодежь в науку? Об этом рассказывает директор Института стратегического развития Арктики, руководитель экспедиций «Арктического Плавучего университета», кандидат исторических наук Александр Сабуров.
– Как был запущен проект «Арктический плавучий университет»? Что легло в его основу в 2012 г., и какие цели ставили создатели проекта?
– Наш университет, САФУ, был образован в 2010 г., и основной фокус исследований изначально был направлен на изучение арктического региона. В этой связи у ректора САФУ Елены Владимировны Кудряшовой и тогдашнего главы «Росгидромета» Александра Васильевича Фролова появилась идея проекта «Арктический плавучий университет» – они решили возродить ранее существовавшую практику плавучих университетов как научно-образовательных экспедиций. В 1990-е гг. Александр Васильевич сам участвовал в проекте «Плавучий университет ЮНЕСКО — МГУ».
Этот опыт использовали, чтобы возродить совместный проект САФУ и «Росгидромета» в арктических морях. За прошедшие 10 лет он доказал свою успешность и эффективность и в исследовательской работе, и в образовательном процессе, и в области популяризации науки. Постоянные партнеры проекта – Русское географическое общество и национальный парк «Русская Арктика».
– Как проходят экспедиции? Каких целей сегодня добиваются организаторы проекта?
– Первая задача этих экспедиций – подготовить молодых специалистов, дать им опыт исследований на практике в реальных условиях. Молодежь, которая планирует работать в Арктике, например, в системе «Росгидромета» или в академической среде, должна знать, к чему готовиться. Важно, чтобы ребята понимали, готовы ли они связать жизнь с экспедиционной работой, а также научились работать с научным оборудованием.
Вторая задача связана с научными исследованиями: сегодня Арктика – это важный с научной точки зрения регион и для России, и для всего мира. На эти территории сильно влияют климатические изменения – здесь они выражены гораздо ярче и проходят быстрее, чем, например, в средней полосе. В Арктике сильно заметна хозяйственная деятельность человечества – в регион заносятся разные загрязняющие вещества с других территорий, что влияет на экосистемы и биоразнообразие. Поэтому здесь важно вести постоянный мониторинг с точки зрения различных научных дисциплин.
В экспедициях ученым предоставляется возможность собирать образцы и материалы, проводить исследования, чтобы составить целостную картину того, что сегодня происходит в Арктике. С точки зрения логистики, это сложный регион: здесь нет регулярных рейсов, поэтому «Арктический плавучий университет» стал площадкой, которая позволяет объединить ресурсы разных организаций.
В основном, экспедиции «Арктического Плавучего университета» проходят в Белом, Баренцевом и Карском морях. В программе запланированы и высадки на острова архипелагов Новая земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген и прибрежные территории, которые можно отнести к западному сектору российской Арктики. Самая восточная точка, до которой добирались наши экспедиции, – это о. Диксон.
Мы стараемся поддерживать баланс морских и наземных исследований. В традиционной программе экспедиции запланированы четыре-пять высадок, около 10 час. каждая. В конечном итоге мы стараемся максимально подстроиться под планы всех участников и учесть их исследовательские программы.
Как правило, экспедиции проходят летом – это наиболее благоприятный период для судоходства в плане ледовой обстановки. В проекте мы используем два исследовательских судна нашего постоянного партнера «Росгидромета» – это «Профессор Молчанов» и «Михаил Сомов». Экспедиции планируются заранее: мы получаем все необходимые разрешения, решаем технические и финансовые вопросы, проводим конкурсный отбор участников – ученых, преподавателей и студентов; уточняем, какие исследования они планируют проводить, и формируем общую программу экспедиции.
В этом году конкурс завершился 31 марта. На одно место претендовали больше трех человек: почти 180 заявок из 67 организаций от Калининграда и Санкт-Петербурга до Иркутска и Чукотки. Это рекордное количество научных и образовательных учреждений, которые выразили желание участвовать в нашем проекте. Из поступивших заявок 40 отправили специалисты и студенты нашего университета
– У кого больше шансов пройти конкурсный отбор и попасть в экспедицию?
– Среди ученых мы отдаем приоритет тем, кто может получить лучший научный результат с одной стороны, и качественно вложиться в образовательную часть программы – с другой. То есть дать студентам важные теоретические, фундаментальные и прикладные знания. Мы оцениваем научный потенциал заявителей с учетом их опыта экспедиционной деятельности, практической работы и научных публикаций.
У студентов, которые планируют принять участие в экспедиции, тоже должен быть свой план научного исследования, который оценивает комиссия. Если у студента хорошая успеваемость и рекомендации от научного руководителя, интересный и актуальный план исследований, есть все шансы принять участие в проекте.
– Экспедиционная работа и связанные с ней бытовые ограничения могут подойти не всем. Бывали случаи, когда после плавания кто-то из участников говорил: «Нет, это не для меня»?
– Экспедиции проходят в относительно благоприятных условиях, у нас нет, например, полярных зимовок. Но определенные сложности могут возникнуть, в частности, это замкнутое пространство, в котором приходится жить участникам: студенты размещаются в трех-четырехместных каютах. Видеть одни и те же лица каждый день – это определенная психологическая нагрузка: большинство с ней справляются, но некоторым участникам приходится тяжело.
Есть и сложности, сопутствующие любым морским экспедициям, например, качка. Нужно помнить, что мы находимся в Арктике, поэтому планировать что-то со 100-процентной вероятностью непросто. Не всегда удается высадиться в запланированных точках из-за льда, который могут принести течения, или из-за штормовой погоды. Надо быть готовым к таким форс-мажорам и уметь подстраиваться под ситуации.
Большинство участников знают, куда идут: во время отбора мы проводим собеседования и рассказываем о возможных сложностях. В основном студенты и молодые ученые видят красоту Арктики и ее природы и хотят продолжить работу в высоких широтах. Это гораздо важнее, чем отсев тех, кто не готов к такой жизни.
– Наверное, «Арктический плавучий университет» серьезно помогает привлекать молодежь в науку?
– Мы нацелены на этот результат. За 10 лет мы видели действительно успешные случаи, когда в экспедицию попадал студент, позже отправлялся в плавание аспирантом и сейчас работает там научным сотрудником. Такая работа дает многим возможность самореализоваться.
Можно популяризировать науку в интернете, но пока человек не попробует себя в практической работе, не получит возможности проводить исследования на научном оборудовании, сложно добиться настоящей привязанности к делу. В этом смысле экспедиции очень важны.
– Можно ли определить приоритет экспедиций – это в большей части научный или образовательный проект?
– Это научно-образовательный проект, и я бы не стал выделять какой-то из компонентов: для нас они одинаково важны и тесно переплетаются.
Будущих ученых, людей, которые будут работать в системе «Росгидромета», нельзя обучать только в кабинетах. Они должны еще со студенческих лет работать над своими проектами или быть частью большого научного исследования, чтобы понимать, как вообще работает наука. С точки зрения организации, это довольно сложный вопрос.
– Сегодня Арктика – интересный регион во многих научных плоскостях. Но какие исследования в приоритете у «Арктического плавучего университета», чему уделяют особое внимание?
– Одно из важных направлений, над которым мы работаем в экспедициях достаточно долго, – это экология: все, что связано с загрязнением окружающей среды. В экологической части исследований мы выделяем две подгруппы.
Первая связана с органическими и неорганическими поллютантами в объектах неживой и живой природы, здесь большой объем работы выполняют ученые САФУ. Они исследуют воду, почву и снег, выясняют, как загрязнения переносятся по пищевым цепочкам рыбами и птицами, берут пробы крови у местного населения – такая работа была проведена, к примеру, на острове Вайгач.
Вторая – это пластиковое загрязнение, в том числе изучение микропластика. Именно в экспедиции нашего плавучего университета ученые из Арктического и Антарктического НИИ впервые провели исследования по содержанию микропластика в российских арктических морях. Это было в 2018 г., и сейчас такие исследования продолжаются каждый год.
Вторая большая исследовательская задача связана с биоразнообразием; прежде всего, это микробиология. В экспедициях участвуют ученые из Санкт-Петербургского Института экспериментальной медицины, МФТИ и из Курчатовского института. Микробиология в арктических регионах – это своего рода большое белое пятно: слабоизученная тематика, которая также может иметь практическое применение. Например, антибиотико-резистентные штаммы бактерий, которые здесь циркулируют и могут переноситься, – очень интересная тема.
В направлении по биоразнообразию также можно отметить исследования в области орнитологии. Как правило, в каждой из наших экспедиций есть орнитолог, который изучает птичьи базары и их динамику с течением времени. Практически каждый год ученые находят вид птиц, который раньше не замечали в Арктике.
Третье направление связано с климатом. Сегодня это актуальная и популярная тема, а с прошлого года мы начали ее развивать активнее. В эту область мы относим и традиционные исследования в области океанологии. Ученые анализируют температуру, соленость и другие параметры воды и заносят эти данные в базу.
Два интересных климатических исследования прошли в прошлом году. Сотрудница МГУ анализировала углеродный баланс в почвах на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Второе исследование было связано с поиском подходящего места для установки станции мониторинга за вечной мерзлотой.
Это три больших направления экспедиций плавучего университета: экология, климат и биоразнообразие.
– Сегодня в России существует программа развития арктической зоны до 2035 г. Исследования, которые проводят в экспедиции, направлены на решение задач, поставленных этой программой?
– Все три направления исследований, которые я перечислил, отражены в арктической стратегии. И климату, и переносу загрязняющих веществ, и биоразнообразию в этой программе уделяется довольно много внимания.
Более того, в стратегии есть отдельный пункт про международные экспедиционные исследования, и «Арктический плавучий университет» – один из инструментов для решения этой задачи.
– Какие результаты принесла экспедиционная работа за 10 лет?
– Во-первых, сама информация об Арктике, которую мы получаем в экспедициях, необходима для того, чтобы составлять долговременные ряды данных и понимать, каких перемен стоит ждать в состоянии гидрологического режима и атмосфере в арктической среде. Может, это и не дает моментальный «вау-эффект», но большая часть науки строится именно на таких регулярных наблюдениях.
Во-вторых, есть и отдельные интересные результаты, полученные учеными в экспедициях. Сюда я бы отнес исследования в области биоразнообразия – в 2021 г. в образцах, полученных в экспедициях плавучего университета, были обнаружены антирезистентные штаммы, которые могут переноситься перелетными птицами, в частности, это образцы, связанные с пищеварительным трактом гусеобразных. Такой работой занимаются сотрудники Института экспериментальной медицины.
Интересные результаты в области микробиологии получили сотрудники Института географии в 2016 и 2017 гг. Они впервые обнаружили в Арктике эндолиты – микробиологические сообщества, которые живут в горной породе, выживают фактически в экстремальных условиях, получая энергию только от солнечного света.
Что касается экологии – ученые в экспедициях начали изучать следы микропластика в Арктике. Печальные, но важные данные специалисты получили в прошлом году, когда занимались изучением морского мусора на побережьях Новой земли. Огромное количество мусора пришло с течениями, скорее всего, из Атлантического океана. По методике ученые берут для исследований участок около 100 м. На одном из таких участков было найдено несколько мешков мусора не местного происхождения. Предварительный анализ показал, что это, скорее всего, мусор из Европы: в основном это различные упаковки. Загрязнение морским мусором – это, конечно, одна из больших экологических проблем, с которой сталкивается человечество.
– В экспедициях «Арктического плавучего университета» проходят исследования в гуманитарных областях? Например, культура или языки северных народностей, археологические работы?
– Нужно понимать, что в основном экспедиции Плавучего университета проходят вне существующих или бывших населенных пунктов, где эти исследования могли бы проводиться.
Но в прошлом году ученые САФУ проводили интересное прикладное исследование по определению ресурса древесины в объектах культурного наследия Арктики. В частности, это полярная станция на Мысе Желания на Новой Земле, где есть постройки 1930-х гг., или на Земле Франца-Иосифа – там сохранились постройки конца XIX в. от первых европейских экспедиций. Естественно, они представляют большую ценность, но регулярно изучать их состояние нет возможности.
Ученые в экспедиции прошлого года проверяли состояние деревянных построек: насколько они пригодны, сколько времени еще простоят здания и нужно ли их ремонтировать. Эти данные переданы в национальный парк «Русская Арктика», на чьей территории находятся строения. Мы надеемся, что будут приняты решения по их поддержке на должном уровне.
– Какие исследования запланированы в экспедициях 2022 г.? Это продолжение прошлых проектов или принципиально новые работы?
– В этом году мы планируем провести две экспедиции.
Первая пройдет в классическом формате «Арктического Плавучего университета» – около 50 человек на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов» будут находиться почти три недели, с 24 июня по 11 июля, в районе Новой земли. В этой экспедиции мы планируем провести стандартную программу – это основные научные области, о которых я говорил: аналогичные, или продолжающиеся исследования климата, экологии и биоразнообразия. Поддержку экспедиции оказывают компании Норильский Никель, Новатэк и ВТБ, а также Правительство Архангельской области.
Вторая экспедиция пройдет в июле-августе в менее привычном формате – в рамках рейса по снабжению полярных станций «Росгидромета». Небольшая группа ученых, 17 человек, будет работать на земле, а не в морских условиях, прежде всего, на Земле Франца-Иосифа. Официальным спонсором этой экспедиции является компания Роснефть.
– У проекта «Арктический плавучий университет» есть альтернативы, или это уникальная научно-образовательная программа?
– Первые плавучие университеты появились еще в 1990 г. Их проводили ЮНЕСКО и Московский государственный университет, работал также Балтийский плавучий университет. Надо понимать, что экспедиция на судне – это очень затратная история, поэтому рейсы проходили нерегулярно, с перерывами, и в какой-то момент возник очень большой пробел.
В 2012 г. появился «Арктический плавучий университет» – наш проект работает регулярно в течение 10 лет за исключением пандемии 2020 г. Мы не претендуем на монополию в этой области и рады, что движение плавучих университетов продолжается. В прошлом году прошли экспедиции Института океанологии и Московского государственного университета, в том числе в Арктику.
Специфика наших экспедиций – в достаточно большой части наземных исследований, в то время как коллеги больше фокусируются на работе в море. Но в любом случае надо понимать, что Арктика сегодня в приоритете, а морские исследования – очень важная часть науки. Чтобы получить необходимый объем информации для подготовки и работы специалистов, одной экспедицией не обойтись.
С большой долей уверенности можно сказать, что плавучие университеты – это уникальные проекты в мировом масштабе. Мы не встречали зарубежных программ, которые в такой большой степени объединяли бы и научные исследования, и образовательную составляющую, поэтому можно сказать, что такой опыт – это российское ноу-хау.
– Какие долгосрочные перспективы проекта вы сегодня видите?
– Проект себя успешно зарекомендовал – это относится и к практике плавучих университетов в целом, и к «Арктическому плавучему университету» в частности.
Мы понимаем, что отношение к Арктике с точки зрения ее уникальных экосистем и климатических изменений не поменяется в ближайшие годы. Это долгосрочный тренд, поэтому изучение определенных фундаментальных дисциплин на этой территории необходимо. Не изменится и отношение к Арктике как к ресурсной кладовой России. В этой области нужны и экологи, и океанологи, и геологи: опытные ученые и молодые кадры. Плавучие университеты как раз дают возможность готовить молодых специалистов на практике.
Мы с большим оптимизмом смотрим на развитие проекта, его значимость и для России в целом, и для академической науки, в частности.
Все фотографии предоставил Александр Сабуров