Реформирование образования необходимо проводить, основываясь на серьезном анализе прошлого опыта. Об этом говорили 7 декабря на панельной дискуссии, которая прошла в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов в рамках Академической научной конференции Российской академии образования «Воспитание – величайший вопрос человеческого духа».
Ректор СПбГУП Александр Запесоцкий отметил, что при переходе на Болонскую систему и ступени бакалавриата и магистратуры пришлось пожертвовать 20% образовательной программы специалитета. «Мы должны взять программу специалиста и отрезать 20%, один курс. Причем не тот курс, где пишется диплом, а курс, насыщенный дисциплинами. Если отрезать фундаментальные дисциплины, то человек, который закончит получать образование, уже к этим фундаментальным дисциплинам никогда не вернется. У него останется яма, допустим, в 20% от того, что мы давали благодаря аудиторной работе. <…> Можно убрать практикоориентированные дисциплины: конкретные технологии профессиональной деятельности: реклама, журналистика, юриспруденция. И после этого студент получает высшее образование, идет полноценно работать? Если при выстраивании программы бакалавриата отрезать фундаментальную часть ― очень плохо. Отрезать прикладную ― тоже плохо и неизвестно, что хуже. В конце концов, режут и от туда и от туда», ― сказал Александр Запесоцкий.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева рассказала, что в советской системе образования обучение в вузах было разным по количеству лет, но в дипломах не ставились отметки бакалавриата и магистратуры. Специалистов в области культурно-просветительской деятельности, актеров, педагогов по одной специальности готовили четыре года. При этом инженеры всегда учились пять лет, инженеры с углубленной теоретической подготовкой 5 лет и 8 месяцев, а отдельные факультеты ― 6 лет и 2 месяца.
«Сейчас ― возврат к тому же самому. Медики будут учиться по отдельным специальностям до восьми лет. Так оно и было, потому что если простой участковый врач, который получает базовое образование и нейрохирург ― это разные медицинские профили и специальности, соответственно, это и разная система подготовки. Ничего нового не произошло», ― сказала Ольга Васильева.
Президент РАО добавила, что при реформировании необходимо учесть единые стандарты и зачетные единицы. Это поможет избавиться от ситуации, когда студенты, например, переехав с Дальнего Востока в Москву, должны переводиться с потерей одного или двух курсов из-за разных программ.
Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук