В Институте проблем машиностроения – филиале Федерального исследовательского центра «Институт прикладной физики Российской академии наук» – впервые разработана инновационная технология вакуумного ионно-плазменного напыления применительно к малоразмерным и тонкостенным трущимся механизмам, состоящим из двух деталей, так называемой плунжерной пары: плунжера (поршня) и корпуса. Уникальная технология напыления осуществляется без нагрева основного материала.

Износостойкое покрытие для деталей машин

Износостойкое покрытие для деталей машин. Фото пресс-службы ИПФ РАН

 

Разработанное нижегородцами покрытие толщиной около 4,5 мкм отличается от зарубежных аналогов особой столбчатой структурой и повышенной микротвердостью. Данное покрытие способствует снижению коэффициента трения (примерно в 1,5 раза) и увеличению коррозионной стойкости стальной рабочей поверхности. Применение покрытия предотвращает слипание контактирующих деталей, обеспечивает эффективное повышение износостойкости (в 4 раза) и увеличивает ресурс пары трения.  

Разработанное покрытие, нанесенное на опытную партию деталей, успешно прошло стадию стендовых испытаний на Павловском машиностроительном заводе «Восход» (г. Павлово, Нижегородская область). Апробация покрытия проводилась на деталях плунжерной пары масляного насоса летательных аппаратов в условиях натурной эксплуатации и показала отличные результаты. После стендовых испытаний плунжерная пара с таким покрытием сохранила свою целостность, структуру и эксплуатационные свойства.

 

Авторы:  Тарасенко Ю.П., Кривина Л.А., Царева И.Н., Бердник О.Б.

Информация и фото предоставлены пресс-службой ИПФ РАН