В Дарвиновском музее в первый день конференции «Интерпретация природного наследия музейными средствами: перспективы, проблемы, решения» прошли три тематические секции. В секции «Интерпретации природного наследия в экспозиционной и выставочной деятельности музеев» участвовали сотрудники Биологического музея им. К. А. Тимирязева. Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности музея О. А. Зубарева рассказала о «Приключениях художников среди гербариев и анатомических коллекций».
Проект «Collection BIOMUS» осуществляется музеем совместно с группой шведских художников с 2015 года. Три выставки уже прошли, первая в 2015 году, вторая – в 2017, третья – в 2018, и последняя открывается на следующей неделе. Выставку курирует Ольга Зубарева и иностранный художник Ульрика Кристель.
«Изначальная идея выставки «Фантазия на тему музея» заключалась в следующем. Мы предложили художникам придумать новую коллекцию для нашего музея. Биологический музей — комплексный, в нем вся биология: ботаника, зоология, анатомия и антропология. Состав фондов разнообразный. С самого начало была оговорена абсолютная свобода реализации. Это могло быть даже что-то нематериальное: запахи, звуки, сны, мечты. Художники воодушевились предложением. Они изучили фонды музея, и каждый из них придумал новые коллекции».
Художники проекта разделились на несколько специальностей. «У нас оказалось 3 художника, тяготеющих к ботанике. Они сделали коллекции, посвященные деревьям («Коллекция воображаемых цветов» и «Коллекция тайнобрачных растений»). Другой художник посвятил себя шестиногим («Коллекция насекомых»)».
Одна из самых примечательных экспозиций выставки — «Ода нежеланным носам». Скульптуры из фарфора в натуральную величину подготовила Карин Карлсон. Это коллекция форм носов людей, решивших эту форму изменить. Не без труда художница нашла доктора — пластического хирурга, который предоставил ей 3D-модели. Имена ни доктора, ни пациентов не разглашаются.
«В чем же был смысл? Она сделала слепки, и в конце концов получилась коллекция фарфоровых симпатичных носов. Когда художница выставила их в ряд, она спросила: «Я не понимаю, что с ними не так? Почему они решили их изменить?».
Еще одна работа Карин Карлсон называется «Обнаженные». Это огромная картина человеческого эмбриона, которая встречала посетителя при подъеме на лестницу. Художница хотела, чтобы посетитель испытал шок. Источником вдохновения послужил экспонат из нашего музея из зала антропологии. Эта работа о беззащитности и ранимости.
Карин заинтересовал парадокс: младенец, с одной стороны, находится под защитой (стекло), а с другой стороны, он на всеобщем обозрении. Кроме того, интересно положение эмбриона: он как будто закрывается, загораживается от посторонних взглядов. Художница проводит аналогию с жизнью человека. «Когда мы подвержены многим разным влияниям, нескромным взглядам и воздействиям на нашу жизнь, не всегда приятным, не всегда нами приветствуемым с радостью».
Формат второй выставки «Наша береза — ваша береза» — только видео и слайд-шоу. Ее идея — «природа не знает политических границ, всех людей волнуют одни и те же проблемы». Эту тему художники и развивали в своих работах.
Выставка 2018 года называлась «О жизни, смерти и деревьях». Художники погрузились в серьезные размышления. Как говорит само название, выставка была посвящена жизни, смерти, памяти, хрупкости окружающего мира — темам, которые волнуют музей.
«Нам очень повезло с художниками проекта. Их интересует не только природа, и не только философские, социальные проблемы, их интересует музей. С самого начала они с вовлеченностью изучали и фонды, и экспозиции музея. Цель художников — исследование поэтики музея, что стимулирует размышлять о самих себе, посмотреть на себя со стороны. Приятно и любопытно, когда художников вдохновляет на творчество предмет из нашей коллекции или наше здание — все, что связано с музеем. Томас Лиден снял фильм и написал к нему музыку после того, как внимательно посмотрел на садик Биологического музея».
Коллекция Малин Шёнберг — одна из анатомических коллекций первой выставки. Художница вдохновилась анатомической коллекцией влажных препаратов, связала и вышила анатомические объекты — человеческий мозг. Малин говорит об аналогии или связи между анатомическими явлениями и человеческой жизнью, которая интересна, прекрасна, удивительна, но может быть не очень приятна, и в чем-то вызывать брезгливость или отторжение. У художницы муж — ветеринарный врач. И перед тем, как составить эту коллекцию, она попросила разрешение присутствовать на операции. Это было не просто, но требовалось для создания работ.
«На следующей неделе, 3 ноября мы открываем выставку «Секретики». Вам, наверное, известна эта детская игра. В Швеции о такой игре не знали. Художники услышали о ней недавно, внимательно изучили правила и отправились закапывать сокровище в землю. В итоге получились серьезные взрослые секреты, которые будут раскрыты на выставке».