Использование современных материалов в конструкциях летательных аппаратов ставит перед авиационной наукой новые задачи, от решения которых зависит создание современной воздушной техники. Этими вопросами занимаются сегодня и специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Результаты своих исследований они представили на площадке Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы прочности авиационных конструкций и материалов», которая состоялась в сентябре в Новосибирской области. Организатором мероприятия выступил ФАУ «СибНИА имени С.А. Чаплыгина» (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
На конференции обсуждались результаты исследований, направленных на создание новых технологий в интересах современной авиационной техники, а также тенденции развития отрасли, в том числе – внедрение композиционных материалов в силовые конструкции летательных аппаратов. Итоги своих работ представили ученые ЦАГИ, которые занимаются вопросами как статической и тепловой прочности, так и ресурса конструкций.
В рамках мероприятия специалисты ЦАГИ представили доклад об исследовании процессов развития повреждений в авиационных конструкциях из полимерных композиционных материалов (ПКМ) при виброакустическом нагружении на образцах композитного соединения типа «обшивка-стрингер». По словам одного из авторов доклада, начальника отделения ресурса конструкций летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ» Станислава Дубинского, исследование позволило получить необходимые данные для подтверждения стойкости к повреждениям элементов композитной механизации крыла при воздействии акустических нагрузок от реактивной струи двигателя. «Большой объем выполненных испытаний, использование широкого спектра методов неразрушающего контроля, в том числе ультразвукового неразрушающего контроля, томографии и термографии, применение методов виртуального моделирования и математической статистики для обработки экспериментальных результатов позволили получить уникальные данные об усталостных характеристиках отечественных ПКМ в условиях виброакустического воздействия», – отметил он.
Знание широкого перечня механических и усталостных характеристик ПКМ – важный фактор для прогнозирования прочности элементов конструкции. В одном из представленных на конференции докладов специалисты ЦАГИ рассказали об опыте участия в работах по специальной квалификации ПКМ и применения различных методов испытаний (в том числе на растяжение, сжатие, усталость), а также предложили рекомендации по выбору стандартов их проведения.
В общей сложности специалисты ЦАГИ представили на конференции восемь докладов. Они рассказали о способах предотвращения расслоения композитов, совершенствовании методик получения прочностных и усталостных характеристик клеевых композиций, представили итоги исследования эффективности критериев при оценке прочности композитных механических соединений и т.д.
Источник информации и фото: пресс-служба ЦАГИ