Сергей Олимпиевич Максимович — один из пионеров в области цветной кинематографии и фотографии. Интерес Сергея Максимовича к теории и практике фотографии проявился еще в студенческие годы. Особенно его волновали вопросы разработки способов цветной фотографии и ее применения. Будучи электрохимиком по образованию, он прекрасно разбирался в оптике и соприкасающихся с ней фотографических процессах.

Родился Сергей Максимович в 1876 г. в Петербурге. Окончив в 1898 г. Александровский лицей, поступил на электрохимический факультет Дармштадтской высшей технической школы и параллельно работал в лабораториях химии, электрохимии, физики и электротехники, где изучал способы цветной фотографии.  

После окончания политехникума Сергей Олимпиевич поступил в Экспедицию заготовления государственных бумаг. Сначала работал помощником мастера, затем мастером, а в дальнейшем помощником А.А. Поповицкого, инженера-изобретателя в области фотографии, который усовершенствовал судебно-фотографические методы. Максимович заведовал отделом Испытательной станции по испытанию бумаг, а затем — гальванопластической мастерской.

С.О. Максимович вошел в кружок выдающихся русских деятелей фотографии, работавших тогда в Петербурге. В 1907 г. он публиковал доклады, печатал статьи в фотографических журналах и вел обзоры иностранной литературы в журнале «Фотограф-любитель».

Делая обзор статьи о двухцветном процессе Смита и Урбана, он рассуждал: «Изобретение Смита и Урбана можно отметить как первый шаг, вопрос только, будет ли сделан второй в этом или другом направлении». Исследуя недостатки процесса, Максимович и сделал тот самый «второй шаг». Он выделил несколько дефектов процесса Смита — Урбана. В частности, в системах цветной кинематографии использовалось попеременное экспонирование через два или три светофильтра, что порождало временной параллакс и его результат — цветную кайму на движущихся объектах. Она не сильно выделялась на общих планах с медленно движущимися объектами, но критически портила передние планы с объектами в быстром движении. 

Тогда Сергей Максимович стал использовать одновременную съемку двух изображений, полученных расщепляющей призмой и двумя объективами. Один объектив был снабжен зеленым светофильтром, а второй — двумя меняющимися. В результате были достигнуты и лучшая цветопередача, нежели в двухцветном кинематографе, и значительно меньший временной параллакс по сравнению с эксплуатировавшейся в Англии системой Kinemacolor

Так С.О. Максимович изобрел более совершенную систему цветной кинематографии и получил патент совместно с известным в Петербурге фотографом С.М. Прокудиным-Горским. Для использования патента было организовано акционерное общество «Биохром», которое за период 1910–1914 гг. выпустило несколько цветных фильмов.

Патент С.О. Максимовича на цветную киносъемку

Патент С.О. Максимовича на цветную киносъемку

Источники

Ляликов К. С. С.О. Максимович — пионер цветной фотографии и кинематографии / В кн.: Успехи научной фотографии. Т. 2. М., 1954. С.239–245.

Wikipedia. Максимович, Сергей Олимпиевич

Фото на странице: Эдвард Тернер (Edward Turner)Изображение из коллекции Национального музея СМИ

Фото на главной странице: virtosmedia / Фотобанк 123RF