Психологи из университета Беркли провели эксперимент, во время которого пять разных групп пытались научиться изготавливать первобытные орудия, используя различные способы коммуникации. О результатах исследования было сообщено в журнале Nature Communications.
184 студента университета Сент-Эндрюс в Шотландии были разбиты на пять групп, и перед ними было поставлено задание научиться изготавливать каменные орудия так, как это делали древнейшие люди, принадлежавшие к Олдувайской культуре, существовавшей около двух с половиной миллионов лет назад. Владели ли обитатели Олдувайского ущелья в Африке языком, остается непонятным, так как время возникновения речи у первобытных людей по-прежнему вызывает споры и датируется по разным версиям на отрезке от 50000 до 2 млн лет назад.
Во время эксперимента одной группе были выданы кремни и первобытные рубила, но не было дано никаких объяснений, в остальных группах один человек был заранее обучен организаторами, но поведение таких людей в каждом случае различалось. В одном случае второй член группы просто смотрел на то, что делал «учитель», в другом первый и второй участники показывали друг другу, что они делают, но не использовали при этом никаких поясняющих жестов, в четвертой группе им было разрешено жестикулировать и показывать другим, куда надо смотреть, а в пятой «учитель»и «ученик» могли разговаривать между собой. После того, как «ученик» приобретал необходимые навыки, он таким же образом начинал общаться со следующим членом группы.
В результате, как и можно было предположить, хуже всего обучение прошло в первой группе, где люди с трудом понимали, что им нужно было делать, а лучше всего — в четвертой и пятой.
Отсюда, однако, психологи сделали далеко идущие выводы о том, что два с половиной миллиона лет назад орудия труда научились делать прежде всего те люди, которые были способны обучить других с использованием сначала жестов, а затем и речи, которая развивалась в связи с необходимостью передачи навыков. Происходил эволюционный отбор и вперед вырывались именно те, кому легче было эти навыки передать.
Теория, конечно, красивая, но она вызвала возражения ряда ученых, отметивших, что, во-первых, в эксперименте участвовали люди, которые с детства владеют речью, и поэтому, естественно, им было легче учить других с помощью слов. Кроме того, участникам эксперимента давалось по пять минут на обучение технике, а затем еще двадцать пять на то, чтобы создать кремневые орудия. Между тем в Олдувае прогресс развивался невероятно медленно, для продвижения вперед требовались века и тысячелетия, и в такой ситуации обучение могло происходить совершенно иным способом. С другой стороны, можно возразить, что пять минут для современного Homo sapiens может соответствовать куда большему периоду для его давних предшественников.