Считается, что путь женщинам в науку проложила Мария Склодовская-Кюри в XX в. Для того чтобы крепко встать на ноги на научной арене, женщинам потребовались даже не сотни, а тысячи лет: история научного творчества представительниц женского пола тянется еще со времен бронзового века. Сегодня мы расскажем о трех известных женщинах-ученых Древнего мира ― периода в истории человечества от 4 тыс. до н.э. до V в. н.э.
Бань Чжао, 45–120 гг. н.э., Древний Китай
Бань Чжао известна как первая женщина-историк Китая. Однако помимо истории она прекрасно владела классической литературой, астрономией, математикой и преподавала эти науки дочерям и придворным дамам императора Хэ-Ди. Аристократка Бань Чжао также прославилась в качестве талантливой писательницы: ей выпала честь писать официальную историю династии Хань ― труд, включивший в себя, кроме прочего, трактат по астрономии. За свои работы при жизни императора Хэ-Ди Бань Чжао получила звание Цао Дага («почетная девица Цао»), а после его ухода из жизни, будучи уже советницей регентши Дэн Суй, возглавила Императорскую библиотеку.
Эта женщина была настоящей интеллектуалкой, но ее труды отнюдь не ограничивались высокой наукой: в знаменитом произведении «Наставления женщинам», написанном для молодых аристократок, Бань Чжао дает рекомендации по правильному поведению, которые с большой долей вероятности будут совершенно неприемлемыми для современных западных читательниц.
«Равно как Инь и Ян различны по своей природе, так и мужчина с женщиной различаются по своим поступкам. Добродетель начала Ян ― это крепость, функция Инь ― это податливость. Мужчину ценят за его силу, красота женщины ― в ее слабости», ― пишет Бань Чжао.
Эти строки были написаны во времена царившего в Китае патриархата. Однако Бань Чжао ни в чем не уступала мужчинам и была талантливейшим ученым своего времени. Девушка получила блестящее образование, позволившее ей в дальнейшем работать с историческими документами и соблюдать классическую литературную стилистику при написании монументальных трудов. Она прославилась также как поэтесса и философ. Эта поистине многогранная и всесторонне образованная личность оставила после себя большое творческое наследие, внеся огромный вклад в историю борьбы женщин за равноправие на научной арене.
Гипатия Александрийская, ок. 370–415 гг. н.э., Римская империя
«В Александрии жила женщина по имени Гипатия, дочь философа Теона, которая достигла таких успехов в литературе и науке, что намного превзошла всех философов своего времени», ― говорил о Гипатии Александрийской ее современник христианский историк Сократ Схоластик.
Гречанка Гипатия Александрийская жила во времена раскола Римской империи и прославилась как математик, астроном и философ. Она была единственной женщиной античного мира, которой удалось совместить в себе эти три ипостаси, причем ее известность намного превосходила славу мужчин-философов того времени.
«Гипатия ― идеальный образец современного понимания феминизма, потому что эта женщина никогда и никак не пользовалась поддержкой мужчин. Эта женщина зарабатывала на жизнь сама и прославилась благодаря своим личным качествам. Она встала вровень со всеми выдающимися мужчинами той эпохи, а возможно, даже превзошла их в научном плане», ― рассказывала на своем канале на YouTube кандидат исторических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета М.И. Романова.
Гипатия была единственным древним автором, написавшим комментарий к «Арифметике» Диофанта Александрийского ― книге, которая положила начало новой алгебре; ее перу также принадлежат комментарий к работе Аполлония Пергского «Коники» (о конических сечениях) и, возможно, редактура работы Архимеда «Измерение круга». Гречанка читала лекции в Александрийской школе, занимая там одну из главных кафедр ― кафедру философии. Гипатия преподавала математику, философию Платона и Аристотеля, работала над вычислением астрономических таблиц. Впоследствии она стала руководителем Александрийской школы неоплатонизма.
Помимо математики, астрономии и философии, Гипатия интересовалась техникой и механикой. Женщина конструировала разные научные приборы (например, устройство для измерения плотности вод под названием ареометр и плоскую астролябию — для вычисления даты и времени на основе положения небесных тел) и учила этому ремеслу других.
Гипатия Александрийская имела большое влияние на политическую элиту Александрии того времени, а ближе к концу жизни была вовлечена в политико-религиозные конфликты, что послужило причиной ее убийства в марте 415 г. С тех пор слава Гипатии Александрийской все возрастала и дошла до наших дней. В 2009 г. испанский кинорежиссер Алехандро Аменобар снял историческую драму «Агора», повествующую о жизни женщины-ученого, и представил картину на Каннском фестивале. Главную роль исполнила знаменитая голливудская актриса Рэйчел Вайс.
Таппути-Белатекаллим, 1200 г. до н.э., Вавилон
Эту женщину считают первым известным химиком и парфюмером. Упоминания о ее работах были обнаружены на месопотамских клинописных табличках, датируемых II тыс. до н.э., где был подробно описан процесс создания новых ароматов. Для создания смесей Таппути использовала многие виды цветов, смолу разных деревьев, специи, эфиромасличные растения и масла, многолетние травы и др. Парфюмер смешивала эти ингредиенты с водой и другими растворителями, а затем многократно перегоняла и фильтровала. С ее именем связано первое упоминание о дистилляции (разделении жидких смесей на отличающиеся по составу фракции) ― одном из фундаментальных химических методов.
Благовония пользовались огромной популярностью в Вавилонском царстве, а духи Таппути отличались непревзойденным качеством. Ее второе имя Белатекаллим переводится как «смотрительница дворца»: известно, что аристократка Таппути была придворным парфюмером.
Смеси, изготовляемые женщиной, находили самое широкое применение: от косметических средств до проведения ритуальных обрядов. Вера в сверхъестественное была не чужда и самой Таппути: известно, что работала она только во время полнолуний.
В прошлом году команда из 15 экспертов, включая ученых, впервые воссоздала один из древних ароматов, придуманных Таппути: его формула, написанная самой Таппути на древнем аккадском языке, сохранилась до наших дней. Специалисты трудились над воссозданием уникального запаха в течение трех лет.
Работая над проектом, организованном Турецкой академией запахов и Ассоциацией культуры ароматов Турции, известный парфюмер Бихтер Тюркан Эргюль говорила, что благодаря этому исследованию смогла почувствовать себя путешественником во времени:
«Я хочу, чтобы культура запахов, обнаруженных на этих землях, снова оставила свой след в мире. Мы говорим о периоде 4 тыс. лет назад, но на самом деле у истории ароматов еще более длинный путь: он насчитывает 8 тыс. лет. Основная причина, по которой Месопотамия богата культурой ароматов, — это ее плодородная почва».
«В мире есть две таблички, на которых упоминается имя Таппути. Одна из них находится в Лувре, в Париже, а другая — в Германии. Табличка, найденная в Лувре, гласит, что Таппути была придворным парфюмером. Известно также, что она работала с помощницей, но ее имя не сохранилось», — говорят авторы проекта.
Успешный проект по воссозданию древнего аромата в очередной раз напомнил нам об удивительных женщинах Древнего мира и их вкладе в науку.
Фото в шапке страницы: Jules Maurice Gaspard. Elbert Hubbard, Hypatia in Little Journeys to the Homes of Great Teachers, East Aurora, New York: The Roycrofters, 1908. Wikimedia Commons; Mikroscope
Фото на главной странице: Philip Stanfield, Startfilm, Kinopoisk