Современные данные позволяют предполагать, что сон имеет значение для реорганизации памяти. Об этом в рамках лектория БЕН РАН рассказала Сварник Ольга Евгеньевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психофизиологии имени В.Б. Швыркова Института психологии РАН.
Сон представляется подходящей платформой для реорганизации нашей памяти. Улучшения памяти после сна, отмеченные в многочисленных экспериментах, носят специфический характер.
"Имеется в виду не то, что человек выспался и теперь всё помнит лучше. Здесь речь о том, что та память, которая была приобретена им до сна, воспроизводится во время сна: непосредственно в самом сне или в активности его мозга. И затем, на следующий день, мы видим, что именно эта память улучшилась, а не какая-нибудь другая", — рассказала нейрофизиолог.
Подобных испытаний было проведено довольно много. Спикер рассказала о самых интересных экспериментах.
"Проводился опыт, когда студенты должны были запомнить список незнакомых слов. Одна группа находилась в лаборатории в 22.15, им давали списки слов, они их учили в течение 45 минут и ложились спать до двух часов ночи. В два часа ночи их будили и давали тест, чтобы выяснить, сколько они помнят к этому моменту. Вторая группа пришла в 23.15, спала до 2 часов ночи 15 минут, затем 45 минут учила слова и в три часа ночи ложилась спать. Их будили в 6 часов утра, чтобы протестировать. Разница между этими группами должна была показать, какие фазы сна для нас наиболее важны: в первой половине, в первые три часа, мы большую часть проводим в глубоком сне (медленно-волновом), а вторые три часа — в более поверхностном сне. Оказалось, что для такой вот декларативной памяти важны обе фазы, но самое главное не это. Можно попросить студентов 45 минут что-то учить и тут же их протестировать, а потом сравнить получившиеся результаты с тестом в два часа ночи. И оказывается, что в два часа ночи они показывают лучшие результаты, чем сразу после запоминания. Получается, что можно поспать всего три часа, и это моментально приводит к каким-то фантастическим улучшениям. Поэтому идея не спать перед экзаменом совершенно никуда не годится, нужно поспать хотя бы три часа, а лучше если до момента засыпания вы еще раз пробежите всё глазами, запустив активности мозга в определенном направлении", — поделилась наблюдениями Ольга Сварник.
Сон улучшает также и процедурную память. А вот если человеку не давать спать во время периода быстрого движения глаз, то испытуемый не покажет улучшения памяти после сна, говорит лектор. Сон улучшает даже моторные навыки. Если человек пытается выучить пьесу или упражнения на каком-то музыкальном инструменте, то отправив музыканта спать, мы заметим серьезные улучшения в его исполнении после сна:
"Получается, опять же, что нет смысла играть всю ночь всю последовательность. Нужно поиграть вечером, лечь спать, а наутро мы видим очень серьезные и экспериментально достоверные улучшения этого моторного навыка"
Кроме того, сон помогает находить верные решения и улавливать скрытые закономерности. И это тоже экспериментально проверено: в ходе опыта, где испытуемых просили генерировать последовательность цифр, основываясь на той последовательности, которая уже была дана.
Предполагают, что за всеми этими улучшениями лежит реорганизация активности в мозге.
"Если сон — это создание определенных условий для организации памяти, то мы должны видеть, что во время сна есть периоды, когда активность повторяется. Та самая активность, которая связана с приобретением этой памяти. И таких экспериментальных данных у нас тоже довольно много. На животных было показано, что повторяются даже активности именно нейронных групп. Оказалось, что последовательность, с которой активируются нейроны при пробегании лабиринтного кольца, повторяется, когда животное спит. Получается, что хоть мы и не можем спросить крысу о ее снах, по нейронам мы видим, что ей снится, как она ходит в этом пространстве. При этом частота нейронов может быть ниже, но повторяется, как будто она мысленно перемещается в этом пространстве", — рассказала Ольга Сварник.
Чтобы сон помог запомнить что-то лучше, нужно, чтобы это действие производилось человеком ранее, пока он бодрствует. Фантазии о том, что можно научиться чему-то во сне, при этом ничего не делая в бодрствовании, не имеют под собой никаких оснований.
О Лектории БЕН РАН
Тематические лекции в Библиотеке по естественным наукам РАН — это уникальная возможность окунуться в мир естественных наук и открыть для себя его многообразие. Проводниками в этом интересном путешествии для вас станут ученые ведущих научно-исследовательских институтов Российской академии наук и преподаватели лучших ВУЗов Москвы.