Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко провел заседание Комиссии по научно-технологическому развитию (НТР).
В нем приняли участие Заместитель Председателя Государственной Думы Виктория Абрамченко, заместители Министра науки и высшего образования Денис Секиринский и Андрей Омельчук, президент Российской академии наук Геннадий Красников, руководитель Федерального медико-биологического агентства России Вероника Скворцова, Губернатор Красноярского края Михаил Котюков, руководитель Роспатента Юрий Зубов, представители иных министерств и организаций, главы регионов и заместители глав субъектов, ответственные за научно-технологическое развитие отраслей и регионов.
На заседании обсудили основные меры и инструменты госполитики в области научно-технологического развития, включая итоги реализации государственной программы «Научно-технологическое развитие», показатели которой по результатам 2024 года полностью выполнены.
В частности, Российская Федерация занимает 8 место в мире по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования. Итоговая оценка эффективности реализации всех государственных программ будет проведена Минэкономразвития.
Также на заседании отметили успешное завершение в 2024 году национального проекта «Наука и университеты», все его показатели достигнуты. За 5 лет он охватил 76 субъектов, 991 университет, 1584 научно-исследовательских организации, привлек 340 ученых и 4,17 млн студентов. Реализация нацпроекта стала ключевым фактором в достижении целей развития и при определении новых приоритетов, включая технологическое лидерство и увеличение внутренних затрат на исследования до 2% ВВП.
За последние два года удалось преодолеть негативный тренд в снижении численности персонала, занятого в сфере исследований и разработок. В 2024 году 500 аспирантов стали победителями конкурса на президентскую стипендию, её размер составляет 75 тысяч рублей в месяц.
Создано более 200 лабораторий под руководством молодых ученых, в том числе 30 – в новых регионах. Всего в России на текущий момент функционирует более 940 лабораторий.
Важным направлением государственной политики является развитие научной инфраструктуры. Усилия сосредоточены на развитии установок класса «мегасайенс», таких как синхротрон СКИФ, созданный на отечественном оборудовании.
За последние 6 лет около 300 вузов и научных организаций обновили приборную базу, было приобретено около 30 тысяч единиц оборудования. Это позволило обновить техническую базу более чем на 60%. Важным шагом стало утверждение Стратегии научно-технологического развития Союзного государства России и Беларуси. Продолжаются развитие домена «Наука» и вовлечение регионов в научные проекты.
Также Дмитрий Чернышенко поручил в кратчайшие сроки обеспечить работу по формированию единого перечня приоритетных профессий и специальностей для обеспечения научно-технологического развития.
«Президент Владимир Путин поставил национальную цель – технологическое лидерство, требующую притока квалифицированных кадров в стратегически важные отрасли. Нам необходимо определять приоритетные направления подготовки, привлекать мотивированных студентов и стимулировать их. Так, планируется распределять не менее 50% бюджетных мест через госзаказ, предоставлять льготные образовательные кредиты для студентов, выбравших приоритетные специальности», – заявил вице-премьер.
В завершение заседания Комиссии Дмитрий Чернышенко объявил о создании межведомственной рабочей группы (МРГ) по вопросам развития среднего профессионального образования (СПО). Решение о создании МРГ было принято ранее по итогам поручения Комиссии и в рамках «Правительственного часа» в Государственной Думе по инициативе ее Председателя Вячеслава Володина.
Вице-премьер отметил, что при выборе руководителя МРГ было учтено мнение Вячеслава Володина: руководство группой поручено заместителю Председателя Государственной Думы Виктории Абрамченко.
«Ключевой задачей МРГ станет выстраивание эффективного взаимодействия с регионами и координация их усилий в сфере СПО. Особое внимание будет уделено анализу потребностей каждого субъекта в кадрах и ресурсах для системы СПО, включая производственные площадки, планы госкорпораций, количество студентов, оснащение колледжей и подготовку преподавателей», – подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
Он добавил, что МРГ предстоит выработать конкретные решения по поддержке СПО, включая программы переобучения преподавателей.
Информация предоставлена АНО «Национальные приоритеты»
Источник фото: Елена Либрик / «Научная Россия»