Беспилотная авиация сегодня является критически значимым вектором самолетостроения. И здесь, как сказал Президент Российской Федерации Владимир Путин, необходимо идти на шаг впереди конкурентов. В этих условиях особую значимость приобретает изучение международного опыта эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.

Нормативно-техническое и правовое обеспечение полетов беспилотников на мировом уровне осуществляют такие международные организации, как ИКАО (International Civil Aviation Organization – ICAO), ИСО (International Organization for Standardization – ISO) и объединенный Комитет авиационных властей по разработке нормативных документов для беспилотных авиационных систем (Joint Authorities for Rulemaking on Unmanned Systems – JARUS). Регулятором этой деятельности в России в части формирования технических требований выступает Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).

Директор Научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем (НИЦ БАС) ФАУ «ЦАГИ» Владимир Шибаев является официальным представителем нашей страны в подкомитете «Беспилотные авиационные системы» ИСО по линии Росстандарта. Этим летом он принял участие в 15-м пленарном заседании организации в Сеуле (Республика Корея).

Одним из основных вопросов на встрече стал автономный полет беспилотного воздушного судна с применением элементов искусственного интеллекта в контуре управления. Члены рабочей группы рассмотрели перечень международных стандартов, которые необходимо разработать для регулирования этого процесса.

«Участие в заседаниях подкомитета ИСО дает нам возможность перенимать опыт других стран в сфере беспилотных авиационных систем. На базе международных нормативно-технических и правовых документов мы будем создавать собственные ГОСТы, адаптированные к российским условиям. Так, на настоящий момент в ЦАГИ готовится проект государственного стандарта, который устанавливает требования к БАС, обеспечивающим автономный полет летательного аппарата. Кроме того, сейчас мы активно работаем над проблемой внедрения элементов искусственного интеллекта в контур управления беспилотником», – рассказал Владимир Шибаев.

Также в рамках мероприятия обсуждались вопросы применения альтернативных источников энергии на беспилотных воздушных судах, разработки требований к приборам определения и предотвращения столкновения летательных аппаратов и др. Представители Республики Корея поделились опытом в области создания инфраструктуры для городской аэромобильности: порядка 70 процентов небоскребов в крупных городах этой страны оборудованы вертолетными площадками.

В завершение встречи члены подкомитета ИСО посетили Всемирный конгресс беспилотных систем – 2023 (г. Сеул), где ознакомились с новинками в сфере воздушных, наземных и морских беспилотных транспортных средств.

ИСО (International Organization for Standardization – ISO) – международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Среди ее задач – содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Членами ИСО являются представители национальных органов по стандартизации из 168 стран.

 

Источник информации и фото: пресс-служба ЦАГИ