Гражданская авиация имеет стратегическое значение для развития страны, обеспечения связанности ее территорий и экономической независимости. В современных условиях одним из перспективных направлений отрасли является беспилотное авиастроение. Актуальные вопросы совершенствования беспилотных авиационных систем (БАС) поднимали специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») на Международной научно-технической конференции «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества» 18–19 мая в Москве.
В рамках секции «Правовые проблемы воздушного транспорта» выступил директор Научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем (НИЦ БАС) В.М. Шибаев. Его доклад, подготовленный совместно с представителями ФАУ «ЦАГИ» и ГосНИИ ГА (К.И. Сыпало, В.М. Шибаев, А.В. Максименко, С.А. Набоков, А.Ю. Яблоков), был посвящен развитию и применению международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в целях обеспечения требуемого уровня безопасности полетов при интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство.
«Вопросы летной годности являются одними из ключевых в сфере развития национального нормотворчества и применения международной практики для обеспечения требуемого уровня безопасности полетов беспилотных воздушных судов. Россия сегодня активно разрабатывает и применяет промышленные стандарты в области БАС. Деятельность ЦАГИ в этом перспективном направлении способствует достижению качественно нового научно-технологического уровня авиатранспортной отрасли и является весомым заделом на будущее в части правового регулирования в сфере беспилотной авиации», – отметил В.М. Шибаев.
В качестве примера он привел опубликованный в 2022 году ГОСТ Р 59751–2021 «Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности». Документ был разработан специалистами НИЦ БАС ЦАГИ и призван регулировать автоматический полет беспилотников в общем воздушном пространстве. Кроме того, сегодня идет работа над проектами ГОСТов, описывающими методы определения соответствия самолетных и вертолетных авиатренажеров Федеральным авиационным правилам. Нормативные документы планируется зарегистрировать в ближайшее время.
В ходе секции «Математические методы и модели прикладных задач в гражданской авиации» младший научный сотрудник НИЦ БАС ФАУ «ЦАГИ» Кристина Бибикова представила доклад о программно-аппаратном комплексе отработки алгоритмов автоматического управления беспилотным летательным аппаратом (БЛА) (соавторы – сотрудники НИЦ БАС В.С. Ершов, М.В. Ермаков, М.А. Артамонов, Е.А. Ковалева). Комплекс предназначен для изучения и отработки систем автоматического управления (САУ) полетом БЛА, при этом в контур управления включаются как реальные компоненты системы управления БЛА, так и внешний пилот. Отработка исследуемых алгоритмов на стенде полунатурного моделирования выполняется в том числе с использованием роботизированного манипулятора, воспроизводящего близкие к реальным угловые и линейные перемещения исследуемых БЛА или компонентов САУ. Реализованная система визуализации движения БЛА в совокупности с комплектом имитаторов органов управления позволяет использовать стенд не только для исследования САУ, но и как прообраз тренажера для подготовки внешних пилотов с целью выполнения полетов экспериментальных БЛА.
Международная научно-техническая конференция «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества» в этом году была посвящена 100-летию отечественной гражданской авиации. Ее организатором по традиции выступили Федеральное агентство воздушного транспорта и Московский государственный технический университет гражданской авиации. Всего на мероприятии работало 15 секций. Поднимался ряд актуальных тем в области гражданской авиации, таких как двигатели летательных аппаратов, авиатопливообеспечение и восстановление авиационной техники, конструкция и летная эксплуатация гражданских воздушных судов, радиоэлектронное оборудование воздушных судов, аэропортов и воздушных трасс и его техническая эксплуатация, цифровые технологии на воздушном транспорте и др.
Информация и фото предоставлены пресс-службой ЦАГИ