Шутят, что в современном искусстве разбираться легко: что висит на стене – живопись, что можно увидеть сзади – скульптура. А вот выбрать из сонма скульптур и памятников самые-самые – задачка непростая. Но мы попробовали.
1. Памятник Минину и Пожарскому (Фото: T3ru , CC BY-SA 4.0 , Wikimedia Commons)
Самый первый скульптурный памятник Москвы поставили на Красной площади – таким образом благодарная Россия руками скульптора Ивана Мартоса отплатила Минину и Пожарскому за спасение Москвы в 1612 году. Место выбирал сам скульптор, он настоял, чтобы двухфигурная композиция располагалась по центру тогдашних классических по архитектурному стилю Верхних торговых рядов, то есть прямо посредине площади. На открытии монумента в 1818 году присутствовала вся императорская фамилия. Видимо, именно с высочайшего разрешения пьедестал украсила надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». Памятник и сейчас стоит на площади, только место поменял – «переехал» в 1931 году к Собору Василия Блаженного, освобождая место под стенами ГУМа транспорту, который тогда ходил по Красной площади. Кстати сказать, на памятнике изображён и его автор: скульптурный портрет Ивана Мартоса мы можем рассмотреть среди фигур на одном из украшающих постамент барельефов. Он там единственный из известных лиц и единственный без бороды.
2. «Медный всадник» (Фото: Andrew Shiva, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons)
«Узда простая, звериная кожа вместо седла, подпругою поддерживаемая, суть вся конская сбруя. Всадник без стремян, в полукафтане, облечённый багряницею, имеющий главу, лаврами венчанную и десницу простёртую...» Так описал «Медного всадника» знаменитый писатель Александр Николаевич Радищев. Эти строчки известны мало, зато все помнят Пушкина:
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
«Кумира на бронзовом коне» изваял француз Этьен Морис Фальконе – поручить ему скульптуру Екатерине II посоветовал философ Дени Дидро. В мастерской Фальконе выстроили высокий помост, из дворцовых конюшен выделили жеребцов – Бриллианта и Каприза. Полковник Петр Мелиссино, к тому же похожий на царя Петра внешне, бессчетно вскакивал на помост, удерживая вздыбленного коня. Всадник однако рисковал остаться без головы, поскольку она у мастера не выходила. Шерше ля фам, то есть ищите женщину – дело спасла ученица Фальконе Мари-Анн Колло, она создала голову. Но и без русского скульптора не обошлись: Федор Гордеев по замыслу Фальконе вылепил змею – символ вражеских сил, попираемых русским самодержцем и, одновременно, третью точку опоры памятника.
Позже на Сенатской площади возвели Исаакиевский собор, а перед ним, лицом к собору поставили памятник Николаю I. Остроумные петербуржцы немедленно сложили поговорку: «Дурак умного догоняет, а Исакий не пускает».
3. Статуя Свободы (Фото: Wikimedia Commons)
США, как известно, – страна приезжих. В ней есть специальный музей, посвященный иммиграции. Находится он в самом подходящем для этого месте – внутри маяка для судов, входящих в бухту Нью-Йорка. Маяк на острове Либерти – это Статуя Свободы.
История о том, как французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди создал и подарил Америке ее будущий символ, довольно длинная. Вот лишь несколько фактов.
Сначала Бартольди хотел ваять монумент, исполняющий роль маяка, для Суэцкого канала, но не нашел понимания. И идею начали воплощать в Новом Свете. Если вы думаете, что обошлись без России, то вы не правы. Наша страна тоже внесла свой вклад, и был он для России типичен. Россия дала сырье – нижнетагильскую медь. Каркас 46-метровой дамы с факелом свободы конструировал сам Александр Густав Эйфель. К берегам постоянной прописки будущую статую доставили на французском военном фрегате «Изэр» в 214 ящиках.
Верхняя точка факела находится в 93 метрах от земли, что делает статую одной из самых высоких в мире. В основание монумента замуровали экземпляр Декларации независимости, так что можно сказать что Статуя Свободы поставлена на законном основании.
4. Монумент на горе Рашмор (Фото: Wikimedia Commons)
История монумента на горе Рашмор началась в 1924 году. Историк и публицист Доун Робинсон придумал создать в горах Южной Дакоты что-нибудь, способное привлечь туристов. Энтузиаст пригласил скульптора Джона Гутзона де ла Мот Борглума, а тот решил создать бюсты четырех американских президентов. Считается, что выбор места предопределила правильная ориентация горы Рашмор: она повернута к юго-западу, то есть, президенты весь день освещены солнцем. Динамит, зубило и молоток, а еще редкостная энергия и дерзость скульптора, а еще почти миллион долларов, большую часть которого выделила американская казна, а еще каторжный и опасный труд помощников скульптора и рабочих – вот составляющие этого памятника. Сложностей хватало, погода не баловала, а деньги выделяли с боем, но все же в 1930 году была закончена голова Джорджа Вашингтона. В 1936 году завершили Томаса Джефферсона, в 1937-м – Авраама Линкольна, а в 1939 году закончили трудиться над головой Теодора Рузвельта. А что же иные части тела, объединенные термином «бюст»? К ним и не приступали, разумно решив начать с главного. Оказалось, поступили правильно: в 1941 году Борглум скончался. Сын скульптора хотел было продолжить дело отца, но помешала Мировая война. Недоделанным монумент не кажется, напротив, при взгляде на него возникает ощущение полной гармонии – ни убавить, ни прибавить – столь характерное для шедевров.
5. «Тысячелетие России» (Фото: Insider, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons)
«Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра Второго лета 1862». Эта надпись славянской вязью опоясывает гигантскую державу на памятнике, что высится напротив Софийского собора в Новгородском детинце. Исполинский шар-держава воздвигнут на постамент, который издали смотрится колоколом. Так и задумано: памятник «Тысячелетие России» был «призван благовестить потомкам о героическом прошлом России». На конкурс подали 52 проекта, победил художник Михаил Микешин. Памятник венчают две фигуры: ангел с крестом символизирует церковь, коленопреклонённая женщина олицетворяет Россию. Ниже, вокруг шара-державы, высятся семнадцать колоссальных фигур, тематически собранные в шесть групп, знаменующих этапы становления Государства Российского. В нижнем ярусе памятника располагается фриз с изображением 109 исторических деятелей. Их тоже расклассифицировали: 31 просветитель, 26 государственных людей (Ивана Грозного не включили – из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году), 36 военных людей и героев, 16 писателей и художников. Список великих правили долго и тщательно: в итоговый вариант не вошел, например, флотоводец Фёдор Ушаков, нынче канонизированный православной церковью. Справочники уверяют, что на памятнике изображено 128 фигур. Это распространённая ошибка – при учете обычно забывают младенца. Мать протягивает его Владимиру Святославовичу – Крестителю Руси.
6 . «Рабочий и колхозница» (Фото: AlexanderKonov, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons)
В соответствии с выделенной площадкой советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже получался длинным и узким. Тогда архитектор Борис Иофан решил сделать его «похожим на несущийся корабль, по классическому образцу увенчанный носовой фигурой». Кого должна изображать эта фигура? Никто не сомневался: только-только в Кремле прошло Первое Всесоюзное совещание стахановцев, и у всех на слуху были рабочие и колхозницы. Что до композиции и образа, то архитектор вдохновлялся Никой Самофракийской и скульптурой Антенора «Тираноборцы Гармодий и Аристогитон», изваянной в 477 веке до нашей эры. Среднеарифметическое из двух древнегреческих скульптур создала выбранная по конкурсу Вера Игнатьевна Мухина. Можно бы сказать «изваяла», но тут нужны другие глаголы, поскольку для композиции выбрали довольно необычный материал – хромоникелевую сталь. Скульптура вышла такой удачной, что Большая советская энциклопедия назвала ее «Эталоном социалистического реализма». В 2009 году отреставрированный эталон вернулся на место, которое занимал с 1939 года – перед северным входом бывшей ВДНХ, ныне ВВЦ. Скульптура осталась прежней, а постамент изменили: нынче это укороченная копия павильона Иофана 1937 года.
7. «Родина-мать» (Фото: Wikimedia Commons)
Двести дней Сталинградской битвы похоронили гитлеровские планы завоевания нашей страны, и переломили ход войны в пользу Красной Армии. А Высота 102, то есть Мамаев курган, стала символом героизма и стойкости защитников города. В память
всех, кто защищал Сталинград, в самом конце 50-х годов на Мамаевом кургане начали возводить мемориальный ансамбль. Его сооружение поручили самому знаменитому советскому скульптору-монументалисту тех лет Евгению Вучетичу. Много позже он рассказывал: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит – «За Родину!» ... – заткнулись». Евгению Викторовичу вторит волгоградская пенсионерка Валентина Изотова: «Ребята настаивали: «Валя, ты должна звать за собой людей!». И я звала, за что мне платили три рубля в час». Спустя пять лет после открытия статую пришлось перевооружить. В первом мече от ветра возникали незатухающие колебания, поэтому новое оружие выполнили по рекомендациям академика Келдыша и испытали в аэродинамической трубе.
Свое самое крупное произведение Евгений Викторович Вучетич закончил в 1967 году. Получилась самая высокая статуя в мире: скульптура «Родина-мать» внесена в «Книгу рекордов Гиннесса» именно по разделу «Самая высокая статуя в мире». Монумент, изваянный из напряженного железобетона, имеет высоту 82,3 метра от основания до кончика меча.
8. Статуя Иисуса Христа (Фото: Klaus with K, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons)
Вошедшая ныне в список новых семи чудес света (по версии Интернета) статуя Иисуса Христа, что высится на скале Корковаду в Рио-де-Жанейро, – родная сестра Статуи Свободы. У них общая родина – и ту, и другую создали в Париже и перевезли по частям за океан. И масса сходства в биографиях: и та, и другая – символы города и страны, где установлены, обе поражают величественностью и привлекают туристов. О туристах в Рио-де-Жанейро как будто позаботились заранее: к вершине холма Корковаду еще в 1884 году проложили железную дорогу, которую позже электрифицировали. В середине 20-х годов следующего века она пригодилась: созданную во Франции по эскизу художника Карлоса Освальда и окончательному проекту бразильского архитектора Эйтора да Силва Кошта скульптуру (в разобранном, естественно, виде) и разные строительные материалы, необходимые для постройки монумента, доставляли как раз по этой дороге. От конечной остановки к смотровой площадке ведет извилистая лестница в 220 ступеней, метко прозванная «улиткой». И вот она перед вами 30-метровая скульптура на 8 метровом пьедестале. Фигура Иисуса по силуэту похожа на крест – Христос широко (на 28 метров) раскинул руки, будто хочет обнять город и мир. По правую руку Христа пляжи Копакабана и Ипанема, по левую – знаменитый стадион «Маракана» и международный аэропорт.
9. «Граждане Кале» (Фото: Auguste Rodin , CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons)
Ключами от Кале на севере Франции называют дорогую вещь, которую жалко отдать кому-нибудь. Здесь твердо помнят историю времен Столетней войны: победив в битве при Креси в 1346, английский король Эдуард III осадил французскую крепость Кале. Осада длилась почти год, и голод вынудил город начать переговоры о сдаче. Мстительный король потребовал жертв: шесть самых именитых горожан – нагие и с повязанными вокруг шеи веревками – должны были вынести ему ключи от Кале. И погибнуть: король обещал их казнить в назидание строптивым. Пять с половиной веков спустя граждане Кале увидели своих предков – нагими и с веревками вокруг исхудалых шей. Эсташ де Сен-Пьер – старейший и богатейший, Жан д'Эр, братья Жан и Пьер де Виссан, Андрьед Андр и Жан ди Фиенн, исполненные гениальной рукой Огюста Родена, встали на городской площади. По недостатку средств, Родену заказали одну фигуру – де Сен-Пьера, но скульптор за те же деньги изваял всех шестерых. Драматизм сюжета и мастерство скульптора потрясали – и в ХХ веке копии «Граждан Кале» встали в музеях Парижа, Лондона, Филадельфии, Сеула – всего 12 городов мира Далеко не всем потрясенным известно, что граждан Кале не казнили: милосердная королева Филиппа на коленях вымолила у супруга жизни мужественных изможденных людей.
10. «Мыситель» (Фото: Wikimedia Commons)
И снова великий Огюст Роден! В 1880 году он первый раз получил государственный заказ: в Париже решили выстроить новый Музей декоративного искусства, и Родену поручили создать для него скульптурный портал. Ваятелю представились «Врата ада» – многофигурная и многосюжетная композиция, навеянная образами из «Божественной комедии» Данте, из сборника «Цветов зла» Шарля Бодлера, с фрески «Страшный суд» Микеланджело. Роден не уложился в срок, а музей так и не был создан. Но работу над «Вратами ада» Роден продолжал до конца жизни и не успел завершить: отливали «Врата» уже после кончины ваятеля. А многие фигуры с «Врат ада» обрели отдельную жизнь, и в их числе самые знаменитые скульптуры Родена «Поцелуй» и «Мыслитель». Знаменитейшее изваяние в истории, «Мыслитель» задумывался, как портрет Поэта, то есть Данте. Потом Роден раздвинул рамки, и вылепил творца во всей его интеллектуальном могуществе. Мощь мыслителя он передает через мощь физическую: Роден писал, что его «Мыслитель» «думает каждой мышцей спины, всеми мускулами ног и рук, сцепленными пальцами и сжатым кулаком». Нынче скульптурное изображение боксера Жана Бо украшает сад музея Родена в Париже. Копий «Мыслителя» много: самые известные на могиле Родена в Мёдоне и на территории Колумбийского университета в Нью-Йорке.