© РИА Новости / Илья Питалев

© РИА Новости / Илья Питалев

 

Исследователи Томского политехнического университета совместно с коллегами из Университета Кальяри провели кросскультурное сравнительное исследование психологического состояния студентов первого курса и его влияния на академическую успеваемость.

В ТПУ под руководством Наталии Лукьяновой, руководителя социально-гуманитарного отделения Школы базовой инженерной подготовки, несколько лет ведется исследование психологического состояния студентов и факторов, влияющих на него. Вместе с учеными Томского политеха проектом занимаются в итальянском Университете Кальяри. Кроме того, к исследованиям присоединились коллеги из вузов Тайваня — Национального университета Ян-Мин и Национального университета Цин Хуа. Международная трехсторонняя коллаборация позволяет изучить стрессоустойчивость, мотивации и выбираемые студентами и педагогами копинг-стратегии в таких разных культурах, как российская, итальянская и тайваньская, но в схожих образовательных контекстах, предполагающих использование смешанных моделей обучения во всех вузах-партнерах.

Международный коллектив ученых провел весной 2020 года сравнительное исследование психологического состояния первокурсников ТПУ и Университета Кальяри. Оно было ориентировано на изучение гендерных и страновых различий в академической мотивации, стратегиях преодоления трудностей и профилях академического выгорания у итальянских и российских первокурсников. Анализ результатов исследования лег в основу научной статьи «Гендерные и страновые различия в академической мотивации, стратегиях преодоления трудностей и академическом выгорании в выборке итальянских и российских студентов-первокурсников», принятой к публикации в журнале Higher Education Quarterly (Q1).

«Общая выборка благодаря нашему многолетнему сотрудничеству с Кристиной Кабрас из Университета Кальяри получилась достаточно масштабной: 1133 человека. При этом респондентов из Италии — 637, из России — 496. 40,3% опрошенных составили женщины. Возраст участников исследования варьировался от 17 до 23 лет, средний возраст составил 18,75. В качестве инструментов для исследования использовались валидизированные в России и Италии тестовые опросники для оценки академической мотивации (ACM), копинг-стратегий (CISS) и академического выгорания (MBI-SS)», — рассказывает Наталия Лукьянова.

Полученные в результате данные помогли ученым выявить гендерные и страновые различия, которые подтверждают и расширяют предыдущие российские и итальянские исследования в этой области образования.

Сравнительный анализ полученного массива данных по гендерному аспекту показал, что студентки имели значительно более высокие уровни внешней (выявленная регуляция) и внутренней мотивации, чем студенты мужского пола, тогда как студенты мужского пола имели значительно более высокий уровень амотивации. Страновый аспект показал, что итальянские студенты имели значительно более высокие уровни внешней (выявленная регуляция) и внутренней мотивации, чем российские студенты, тогда как российские студенты имели значительно более высокие уровни амотивации и внешней мотивации (внешняя регуляция и интроецированная регуляция), чем итальянские студенты.

«Интересный факт по поводу выбора копинг-стратегий первокурсниками: итальянские студенты использовали эмоционально-ориентированные стратегии преодоления трудностей чаще, чем российские студенты, тогда как в среднем российские студенты использовали стратегии избегания и совладания с ситуацией чаще, чем итальянские студенты. При этом обеспокоенность вызывают данные, что уровень эмоционального истощения первокурсников ТПУ значительно выше, чем у студентов Университета Кальяри», — добавляет участник исследования, доцент социально-гуманитарного отделения ШБИП ТПУ Татьяна Конюхова.

Полученные результаты можно использовать для разработки образовательных мероприятий, которые помогут улучшить академические успехи первокурсников. Это могут быть, например, более гибкие и учитывающие культурные и гендерные особенности программы, направленные на снижение риска отсева из университета, а также меры для улучшения работы службы академической ориентации для студентов первого курса. В планах у международного коллектива — продолжить исследования, в том числе включив в выборку респондентов студентов из Тайваня.

 

Информация предоставлена пресс-службой Томского политехнического университета

Источник фото: ria.ru