Расчеты сотрудников Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН и Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН показали: необходимо увеличить долю экологически чистых источников энергии в топливно-энергетическом комплексе России. Прежде всего, это касается Сибири. Использование природного газа может иметь существенное значение для энергетики, экологии и экономики регионов.
О масштабных исследованиях рассказал Леонтий Викторович Эдер – заместитель директора Института и заведующий Центром экономики недропользования нефти и газа ИНГГ СО РАН.
Новый метод
Сейчас в ИНГГ СО РАН совместно с ФИЦ УУХ СО РАН разрабатывают методику, которая позволит более точно прогнозировать использование различных источников энергии – как в мире, так и в России. Также метод даст возможность отслеживать состояние экологической ситуации и экономики регионов, постепенно переходящих на чистые источники энергии (проект поддержан грантом РНФ 17-78-20218).
– Доля альтернативных и возобновляемых источников в мировом энергетическом балансе очень быстро растет, и понемногу они неизбежно начнут вытеснять традиционные ископаемые источники – углеводороды и уголь, – говорит Леонтий Эдер. – Россия – крупнейший экспортер нефти и газа, поэтому от состояния мировой энергетики зависит, сколько углеводородов нам нужно добывать, в каких объемах необходимо прирастить запасы и на какие рынки следует выходить. Вместе с тем, природный газ является самым экологически чистым ископаемым источником энергии. В Европе – традиционном рынке для России – сейчас происходит ренессанс использования природного газа в энергетике, хотя до последнего времени его доля быстро снижалась.
Значительный акцент в методике уделяется прогнозированию потребления энергии и экологической ситуации на транспорте. При расчетах ученые учитывают общее число автомобилей в конкретном регионе, среднее потребление энергии одной машиной, типы работающих двигателей и ряд других параметров.
Почему именно автомобили?
Автомобили выбрасывают в атмосферу большое количество углекислого газа (СО2), а также ряд других вредных веществ. Это приводит к существенной загазованности, что оказывает глобальное влияние на экологию.
– С увеличением доходов растет количество автомобилей у населения, однако на определенном этапе рост останавливается, – поясняет Леонтий Эдер. – Происходит насыщение – больше машин людям просто не нужно. Этот момент наступает в разное время в зависимости от конкретного региона – его площади, природно-климатических условий, развития транспортной инфраструктуры и так далее.
Специалисты утверждают, что в европейской части России насыщение может произойти уже в ближайшие годы, а в Сибири и на Дальнем Востоке автомобилизация будет продолжаться до 2030 года. Вместе с тем растет и эффективность потребления энергии на одно автотранспортное средство. В результате, уже после 2025-2030 гг. мы можем рассчитывать на некоторое уменьшение выбросов СО2.
При этом тенденции к снижению потребления энергии в расчете на одну машину в России прослеживаются уже сейчас. Это происходит из-за того, что мы импортируем много современных автомобилей из Европы и ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые соответствуют самым строгим экологическим стандартам. Поэтому уменьшение потребления энергии в России идет практически синхронно с западными странами. Также понизить число вредных выбросов поможет перевод автомобилей на газ.
Газ как топливо будущего
В настоящее время подавляющее большинство автомобилей в России в качестве горючего использует нефтепродукты. Однако эксперты видят хорошую перспективу в том, чтобы постепенно переводить все большее количество транспорта на газ, который является самым экологически чистым из ископаемых видов топлива. Специальные программы уже широкомасштабно действуют во многих регионах России и поддерживаются на федеральном уровне при активном участии ПАО «Газпром».
– Если доля газомоторного топлива увеличится, то и выбросы СО2 будут снижаться, – подчеркивает Леонтий Эдер. – Сибирские регионы наиболее близки к районам газодобычи, поэтому повсеместное внедрение экологически чистого горючего было логично начать именно здесь. Программы развития газомоторного топлива уже в ближайшее время должны получить широкое развитие в Красноярском крае, Кемеровской области, а также в других регионах Сибири, которые наиболее остро нуждаются в улучшении экологической ситуации.
Сейчас сотрудники ИНГГ СО РАН под руководством академика РАН Алексея Эмильевича Конторовича прорабатывают проект программы газификации Красноярского края и возможностей использования природного газа не только на транспорте, но и в энергетике, и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Как утверждает Леонтий Эдер, повсеместное применение газа не только улучшит экологическую обстановку, но и даст мощный толчок для экономического развития региона.
Международное признание
Новые методы и технологии, предложенные новосибирскими специалистами в области экономики, энергетики, регионального развития и экологии, уже привлекли внимание зарубежных коллег. В конце октября сотрудники ИНГГ СО РАН представили свои разработки в Париже, на Международной конференции по возобновляемым источникам энергии и охране окружающей среды (REEE-2018).
Выступление Леонтия Эдера вызвало повышенный интерес со стороны научного сообщества – новосибирский специалист был признан лучшим докладчиком форума.
Экология промышленных зон, отвалов и хвостохранилищ
Также большое внимание получил доклад заведующего лабораторией гидрохимии Ямало-Ненецкого филиала ИНГГ СО РАН кандидата геолого-минералогических наук Натальи Викторовны Юркевич – она рассказала о новых методах сорбционной очистки техногенных вод от мышьяка. Сибирские ученные проводят масштабные исследования водоемов вблизи промышленных объектов, отвалов и хвостохранилищ Сибири, которые зачастую имеют высокое содержание вредных веществ. Предложенные методы позволят существенно повысить возможность очистки таких объектов. Работа проводится в рамках грантов РФФИ 16-35-6005315 и 17-05-00056 А.
Пресс-секретарь ИНГГ СО РАН
Павел Красин
[Фото и иллюстрации предоставлены Л.В. Эдером, В.Ю. Немовым]