Специалисты Института ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН в Новосибирске разработали и успешно испытали новый промышленный ускоритель электронов. Теперь его энергия составит 3 МэВ вместо привычных 2.5, а мощность выведенного пучка останется прежней — 100 кВт.

Благодаря такому новшеству ускорителям найдут более широкое применение в промышленности без затрат на новое оборудование. Помимо привычного производства термоусаживаемых изделий и радиационной вулканизации автомобильных шин, ученые планируют использовать новые ускорители для обработки силовых кабелей большого сечения, в том числе в железнодорожном транспорте.

«Рост сечения кабелей и питающего напряжения влечет за собой увеличение толщины изоляции, что требует увеличения энергии ускорителей. Чем выше энергия ускоренных электронов, тем на большую глубину в материал они способны проникать. Поэтому было решено расширить верхний диапазон энергии до 3 МэВ», — прокомментировал заведующий лабораторией промышленных ускорителей ИЯФ СО РАН кандидат технических наук Сергей Фадеев.

По мнению ученого, разработка ускорителя с увеличенной энергией доказала, что их институт может успешно конкурировать на рынке. Интерес к такой технике в последнее время растет со стороны как российских, так и зарубежных предприятий. Однако останавливаться на данном этапе не собираются: целью специалистов на ближайшие несколько лет стало увеличение мощности электронного пучка со 100 до 150 кВт. При этом, по словам Сергея Фадеева, упор делают на надежность, экономичность и простоту обслуживания оборудования.

Работа по созданию мощных промышленных ускорителей началась в 1960-х годах Гершем Будкером. В первые годы эти устройства обладали энергией 1-1,5 МэВ и мощностью электронного пучка 10 кВт, что считалось хорошими показателями. Позднее, помимо старых машин трансформаторного типа (ЭЛТ), в ИЯФ СО РАН разработали ускорители ЭЛВ (на основе высоковольтного выпрямителя) и ИЛУ (импульсный линейный ускоритель).

 

Автор: Анастасия Прейзнер

Источник фото: ru.123rf.com