Удивительному мыслителю, специалисту в области познания, философии науки и культуры академику Вячеславу Семеновичу Степину сегодня исполнилось бы 90 лет. Наследие, оставленное ученым, столь обширно, что исследованию его идей может быть посвящен не один том научных работ. Особое место в работах ученого занимала теория культуры — сложная, многогранная система, развивавшаяся параллельно с его основными философскими концепциями.
В день памяти выдающегося философа портал «Научная Россия» представляет читателям статью ректора СПбГУП член-корреспондента РАН Александра Сергеевича Запесоцкого о теории культуры В.С. Степина
Теория культуры В.С. Степина
Вячеслав Семенович Степин, судя по всему, никогда не задавался целью создать собственную теорию культуры. Это у него получилось само собой, в качестве «побочного продукта» реализации иных интересов, связанных с философией.
Культура — исключительно, уникально сложный объект научного познания. При максимально широком подходе под культурой понимается все, что создано руками и разумом человека за всю историю человечества. Существует огромное количество подходов к пониманию феномена культуры, теорий и концепций, интерпретирующих различные грани ее бытия. Одних определений культуры уже к середине прошлого века было выявлено и описано более 300. В наше время называют цифру 500. Думается, что это число ограничено лишь желанием и трудолюбием исследователей. По мере исторического развития человечества непрерывно усложняются как структура культуры и динамика протекающих в ее эволюции процессов, так и набор теорий, описывающих различные стороны и аспекты картины культуры. Можно сказать, что одной из доминирующих тенденций развития различных отраслей социально-гуманитарного знания во второй половине XX в. стал культуроцентризм. Это выразилось и в том, что классические научные дисциплины становились все более «культурологичными», и в формировании культурологии как таковой.
Такое развитие событий вызвало к жизни потребность в создании некоей обобщающей теории, синтезирующей все сделанное ранее многими поколениями философов и ученых. Эта научная задача В.С. Степиным решена. Его теория может быть названа деятельностно-семиотической. Это своего рода многомерная «картина культуры» в глубине и динамике ее исторического развития. Разумеется, картина далеко не детальная, но содержащая важнейшие, «узловые» элементы «конструкции», зримо и рационально сопрягающиеся и «работающие» в потоке времени.
В работах Вячеслава Семеновича его теория изложена просто. Вместе с тем в степинской картине культуры обретают свое новое место, новое звучание Кант, Гегель, Маркс, Вебер, Риккерт, Кассирер, Данилевский, Сорокин, Тойнби, Шпенглер, Леви-Строс, Маклюэн, Лосев, Бахтин, Гуревич, Библер, Петров... Старые идеи, трудно совместимые взгляды на культуру, формировавшиеся под различными социально-историческими ракурсами, вдруг создают в совокупности новую палитру красок культуры, обнаруживают новые грани смыслов. Теория культуры В.С. Степина продолжает замечательные традиции отечественной мысли начиная с обобщения уже известного, но быстро переходя к научным трансформациям традиционных представлений, развитию их под новым углом зрения, открывая в итоге новое видение мира.
Понятие культуры
Академик Степин определяет культуру как «систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях». Ученый отмечает, что эти программы представлены в культуре многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентаций и т.д. Они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура – своего рода хранилище этого опыта, передающегося от поколения к поколению. В ней отмирают одни и зарождаются другие программы человеческой активности, которые, воплощаясь в жизнь социума, порождают реальные изменения.
Как известно, самый ранний этап понимания культуры — формирование представления о ней как обо всем, что создано человеком; осмысление оппозиции культура-природа. Следующий этап — осознание целостности культуры. Далее — постановка комплекса проблем, связанных, во-первых, с деятельностным характером бытия культуры, во-вторых, с ее ценностными аспектами, в-третьих, с особой ролью в культуре знаков, символов, образов. Думается, что степинское определение открывает четвертый этап. Строго говоря, культура — нечто большее, чем система надбиологических программ, и функции ее шире, чем обеспечение устойчивой жизнедеятельности социума и его развития.
Но степинское определение культуры открывает новый ракурс видения магистральных путей ее развития. С одной стороны, оно содержит сочетание достоинств деятельностного, ценностного и семиотического подходов к пониманию культуры, интегрирует в себе потенции этих подходов, с другой – носит диалектический характер. И, что особенно важно, данное определение изначально связывает бытие и развитие культуры с жизнедеятельностью социума, его воспроизводством и развитием. Вместе с тем это понимание в своем генезисе антропоцентрично. В разработке теории культуры ученый движется как бы «от человека», от его исторического развития. Это особенно хорошо видно в его книге «Философская антропология и философия науки».
Деятельность человека структурирована и детерминирована, задается образцами и регулируется нормами. Этой деятельности обучают и обучаются. Образуется сеть жизненных коммуникаций индивидов, имеющая глубинную внутреннюю структуру. В ее фундаментальной основе — система отношений к средствам производства (формы собственности), продуктам производства и обмена (формы распределения), разделение общественного труда. Устойчивые и воспроизводящиеся социальные связи образуют внутреннюю организацию общества, формируя его различные подсистемы: большие и малые социальные группы (классы, нации, сословия, касты, семья, производственные коллективы, неформальные объединения и т.п.). Эта организация общества функционирует и воспроизводится благодаря управлению со стороны соответствующих социальных институтов.
Социальные связи людей основываются на биологических предпосылках, но не предопределены однозначно биологической природой человека. Они надстраиваются над биологическим базисом, во многом ограничивая и трансформируя его: «Чем выше восходит человек в своем историческом развитии по ступеням цивилизации, тем больше он поднимается над доминирующим влиянием непосредственных биологических стимулов регуляции своих отношений с другими людьми», — справедливо констатирует В.С. Степин, подводя читателя к своему пониманию различий и взаимосвязей природного, биологического и социального в общей картине мира. <…>
Культурная преемственность
Говоря о процессах культурной преемственности, Вячеслав Семенович отмечает, что в качестве социального индивида человек является творением культуры, становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в культуре социального опыта в процессе социализации, обучения и воспитания. В этом процессе происходит сложная «состыковка» и биологических программ, характеризующих индивидуальную наследственность, и надбиологических программ активности, составляющих своего рода социальную наследственность.
Интересно, что, по мнению В.С. Степина, культура включает в свой состав помимо сознательного также социально бессознательное, которое принадлежит не к биологическому, а к социальному наследованию. Существует достаточно много конкретных регуляторов поведения и общения, не осознаваемых людьми, но выступающих как феномены культуры. В качестве примера ученый приводит один из реализуемых в человеческом общении культурных кодов — пространственную дистанцию между общающимися индивидами. В разных культурах она различна.
Неосознанными могут быть не только отдельные конкретные программы поведения и общения, но и базисные смыслы и ценности, выраженные системой мировоззренческих универсалий. К примеру, различное понимание добра и зла, справедливости и свободы может приводить к различным и даже полярным неосознанным реакциям на одни и те же события у представителей разных культур.
Программирование культурой индивидуальной психики обладает различной степенью принудительности в разных типах культуры. В архаических и традиционных обществах многие программы деятельности, поведения и общения выступают как ритуал и жесткая норма, имеющая принудительный характер предписания. В современных демократических обществах культура допускает значительно бóльшую вариативность действий и поступков индивидов, их свободу в принятии решений, очерчивая лишь общие рамки деятельности.
Тип культуры, ее базисные ценности определяют, какие формы солидарности индивидов и их коллективных связей существуют и воспроизводятся в общественной жизни. Базисные ценности, представленные универсалиями культуры, и опирающееся на них многообразие образцов поведения, социальных ролей, знаний и норм при их усвоении личностью определяют ее самоидентификацию, ее самооценку как принадлежащую к некоторой социальной общности.
На первый взгляд в таком понимании культурной преемственности нет ничего «революционного». Однако в целом теория культуры В.С. Степина все же приводит нас к качественно отличающемуся от прежнего пониманию. Это касается прежде всего роли и сопряжения различных факторов и социальных институтов, влияющих на становление личности.
Сохранение и изменение культуры
Проблематика динамики культурной эволюции также обретает в работах В.С. Степина новое звучание. Академик пишет, что по мере развития общества может изменяться не только смысл универсалий культуры, но и их набор. И то и другое влечет за собой изменения целостной системы. Возникновение новых видов человеческой активности приводит к расщеплению первичных универсалий и формированию новых категорий, которые укореняются в культуре. В качестве примеров приводится расщепление характерной для архаических обществ категории «любовь—дружба» на две самостоятельные категории, появление в российской культуре наряду с категорией «правда» категории «истина».
Преобразование общества и типа культуры предполагает изменение глубинных жизненных смыслов и ценностей, закрепленных в универсалиях культуры: «Переустройство общества всегда связано с революцией в умах, с критикой ранее господствовавших мировоззренческих ориентаций и выработкой новых ценностей. Никакие крупные социальные изменения невозможны без изменений в культуре». В эпохи, когда прежняя система базисных ценностей изменяется, возникает проблема идентификации, возникают вопросы: «Кто мы?»; «Что нас объединяет?»
Усвоение смыслов и значений кодов культуры связано с активностью индивидов. В процессе жизнедеятельности они постоянно соотносят транслируемые в культуре программы с новым опытом и часто варьируют эти программы, вносят в них изменения. Включаясь в те или иные виды деятельности и решая социальные задачи, человек способен создавать новые образцы, нормы, идеи, верования и проч. При соответствии общественным потребностям эти новинки могут войти в культуру, программируют деятельность других людей. Тогда личный опыт превращается в социальный, в культуре появляются новые состояния и феномены, закрепляющие перемены. Изменения в культуре возникают благодаря творческой активности личности. Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является и ее творцом.
Культура не может быть застывшим образованием. Она изменчива по своей сути. Как считает Вячеслав Семенович, в принципе «для бытия культуры и общества одинаково важны оба противоположных процесса — традиция и инновация, воспроизводство и творчество, как важны наследственность и изменчивость для существования биологических организмов». Хотя над этой позицией в его теоретических построениях стоит поразмышлять особо. <…>
Наука как феномен и подсистема культуры
Как известно, академик В.С. Степин получил широкое международное признание в первую очередь благодаря своим трудам по философии науки. Науку ученый понимает как феномен и подсистему культуры. В предмет анализа им включаются культурные факторы развития науки как социального института. Академик существенно расширяет проблемное поле осмысления науки, рассматривая процесс получения знания как феномен культуры, а науку — как институт, динамика и функции которого неразрывно связаны со всей культурной системой, в которую он погружен. Исследуя историческую динамику знания, ученый обращается к анализу социокультурных факторов, прямо и опосредованно воздействующих на институт познания человека и мира. Его интересует проблематика и особой роли науки как подсистемы в развитии культуры, и роли культуры как целостной системы в развитии науки. Соотношение истории культуры и динамики науки, осмысление процессов и факторов гуманитаризации научного знания, анализ закономерностей включения философского метода познания в методологию естественных, социальных и гуманитарных наук, поиск универсальных конструкций, определяющих тенденции и перспективы развития современного знания, — вот ключевые проблемы, интересующие Вячеслава Семеновича.
В монографии «Теоретическое знание» В.С. Степин формулирует представление о научном знании как о сложной, исторически развивающейся системе, обладающей синергетическими свойствами и выстраивающейся на фундаменте культурных универсалий. Способности системы к саморегуляции и саморазвитию, к воспроизводимости своей целостности в кризисных ситуациях определяются наличием в ней особых информационных структур — кодов, фиксирующих ценную для системы информацию и определяющих способы взаимодействия системы со средой. К такого рода структурам академик относит, как мы уже понимаем, культурные универсалии.
Общекультурные изменения становятся фактором исторической изменчивости всех компонентов научного знания, начиная от уровня эмпирических фактов и теорий и заканчивая методами науки, ее целевыми и ценностными установками, типом научной рациональности. Культурой определяются такие составляющие науки, как ценности, нормы, цели и смыслы деятельности, нравственные ограничения.
В работах Степина наука предстает как ключевой социокультурный институт и базовый инструмент развития техногенной цивилизации, ведущая сфера культурного творчества и самореализации личности в этом типе цивилизационного развития. В научном знании происходят не только накопление фактов и их теоретическое осмысление, но и создание благодаря этим процессам новых миров. Подлинный ученый — это творец, вносящий свой «кирпичик» в создание «символической вселенной» человеческого знания. где ему открываются возможности анализировать и понимать, упорядочивать и синтезировать, организовывать и создавать, осмыслять и адаптировать человеческий опыт, развивать и осуществлять свою индивидуальность через приобщение к космосу науки. <…>
Полную версию статьи А.С. Запесоцкого «Теория культуры В.С. Степина» читайте по ссылке.
Фото предоставлены пресс-службой Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов