В рамках VI Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», организаторами которого выступили компания «Иннопрактика» и МГУ имени М.В. Ломоносова, состоялась панельная дискуссия «Аграрное образование в России: как вернуть большую науку в аграрные вузы». Представители российского бизнеса, власти и аграрного образования обсудили, как начиная со школьного возраста готовить детей к выбору профессии, какие вузы и специалисты нужны сегодня сельскому хозяйству, как стимулировать рост научных разработок в АПК и как науке и промышленности эффективно взаимодействовать для развития технологий в сельском хозяйстве.
Открывая сессию, директор по аграрной политике НИУ ВШЭ Евгения Серова отметила, что на современном этапе развития экономики важной задачей является создание новой системы аграрного образования, актуального для инновационного развития сельского хозяйства и снижения импортозависимости в этой сфере. Помимо преодоления дефицита традиционных кадров для АПК (агрономов, ветеринаров, специалистов по кормлению животных) требуется наладить подготовку совершенно новых специалистов: генетиков в животноводстве и растениеводстве, специалистов по цифровизации сельского хозяйства, микробиологов и др.
Врио ректора РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева Владимир Трухачев приветствовал вовлечение крупного бизнеса в образовательный процесс. В свою очередь, представители компаний «ЭкоНива — АПК Холдинг», «ФосАгро», «Мираторг» рассказали об успешных примерах интеграции. Такие проекты, как «Агро-классы», «Академия животноводства», экскурсии на предприятия вызывают заинтересованность у школьников и способствуют ранней специализации студентов аграрных вузов. В то же время определенные сложности с нормативно-правовой базой зачастую не позволяют организовать для учащихся круглогодичную производственную практику на предприятиях. Заместитель министра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов сообщил, что работа по внесению корректировок в законодательные акты уже ведется.
В рамках дискуссии представители регионов поделились позитивным опытом вовлечения молодежи в аграрный сектор. Так, на в Рязанской области гордятся внедрением программы ранней профориентации, которая начинается еще с дошкольного возраста. С 2016 г. в регионе реализуется сетевой образовательный проект «Агрошкола». Участие в нем помогает школьникам определиться с будущей профессией, дает возможность получить льготы при поступлении в профильный вуз области, заниматься практическими исследованиями в АПК. За время реализации проекта в нем приняли участие около 300 учащихся школ. Кроме того, примерно 130 человек сейчас занимаются в агроклассах, открывшихся в общеобразовательных школах различных муниципальных образований. Молодым специалистам сельского хозяйства предоставляются подъемные выплаты, гранты начинающим фермерам, существенная помощь со стороны государства при строительстве жилья.
Участники дискуссии сошлись во мнении по поводу того, что аграрное образование — ключевой драйвер развития сектора. Важно, что крупный бизнес, представители власти и аграрного образования готовы формировать образовательную повестку и сотрудничать с целью ее реализации.
По результатам сессии участники договорились подготовить предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу в части упрощения возможностей прохождения производственной практики учащимися школ и студентами образовательных учреждений сельскохозяйственной направленности.
[Источник фото: VI Международный конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес».]