Исследователи из НИУ ВШЭ и МГУ им. М.В. Ломоносова совместно разработали российский вариант теста аутентичности Керниса-Голдмана, который используется в англоязычных культурах для диагностики способности «быть самим собой». Аутентичность человека характеризуется осознанностью в своих чувствах и эмоциях, и способностью адекватно выражать их в обществе. Адаптированная методика должна помочь психологам предупреждать тревожные состояния, связанные с самоосуждением человека. Исследования проводятся при поддержке Российского научного фонда. Соответствующие результаты опубликованы в журнале Консультативная психология и психотерапия.
Опросник Керниса-Голдмана позволяет выявить степень аутентичности человека, его способность оставаться верным самому себе. «Аутентичность распознают по тому, насколько мысли и желания человека соответствуют его поведению и общению. Поэтому опросник Керниса-Голдмана, в соответствии со сложной структурой аутентичности, включает четыре шкалы: осознанность, непредвзятость, аутентичное поведение и отношения. Осознанность — это понимание собственных мотивов и чувств. Под непредвзятостью подразумевают способность человека без искажений воспринимать любую информацию о себе. Аутентичное поведение, по сути, отражает поведенческое выражение осознанности и непредвзятости, то есть то, насколько поступки человека соответствуют его ценностям и предпочтениям», — сказано в сообщении пресс-службы.
Необходимость адаптации опросника обусловлена культурными особенностями людей. Например, как говорится в исследовании, собственные интересы россиян часто совпадают с общественными. И эту национальную особенность необходимо учитывать при составлении вопросов.
Из 45 вопросов исследователи оставили 32, по восемь в каждом разделе, удалив маловажные и неоднозначные тезисы. «Например, авторы исключили утверждение «Я считаю, что мое поведение обычно выражает мои ценности», оставив «Я стараюсь действовать в соответствии с моими личными ценностями, даже если другие критикуют или отвергают меня за это» как более полное и точное», — говорится в исследовании.
В опросе поучаствовали 700 русскоязычных респондентов, среди которых студенты от 17 до 32 лет. Сравнив ответы мужчин и женщин, специалисты пришли к выводу, что женщины более открыты в отношениях с близкими, они не боятся показывать свои сильные и слабые стороны. А мужчины лучше понимают свои чувства и менее спонтанны в своих решениях.
Исследование показало адекватные психометрические качества русскоязычной версии опросника, методика рекомендована к использованию в консультациях. Разработанный опросник способен предупредить профессиональные выгорания и помочь молодым людям разобраться в своих чувствах. В дальнейшем ученые хотят расширять выборку, охватить другие возрастные и профессиональные группы. «Мы планируем применить этот опросник, адаптация которого потребовала больших усилий и значительного времени, для изучения того, как аутентичность переживается молодыми людьми в ходе их взросления, какова ее роль в предотвращении профессионального выгорания и как она связана со способностью людей устанавливать близкие отношения — дружить, влюбляться, заводить семью», — рассказала Софья Нартова-Бочавер, руководитель проекта.
Источник: пресс-служба РНФ
Фото на странице: Изображение сгенерировано нейросестью Rudalle.ru (Этот материал распространяется по Публичной лицензии с указанием авторства и с сохранением условий, правообладатель ПАО СберБанк©, 2023 г., все права защищены)