Специалисты факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с коллегами из ФНЦ психологических и междисциплинарных исследований представили работу, посвященную сравнению эффективности цифровых и традиционных игр для развития саморегуляции дошкольников. Исследование представляет собой уникальный эксперимент по анализу механизмов влияния игр на детей, а его результаты были опубликованы в высокорейтинговом журнале Всемирной организации по дошкольному воспитанию при ЮНЕСКО “International Journal of Early Childhood”.
Цифровые устройства стали неотъемлемой частью современного детства. За последние годы детское экранное время значительно увеличилось и составляет в среднем более 3 часов в день. Цифровые игры часто используются педагогами и родителями в качестве средств обучения.
Чтобы выяснить, действительно ли цифровые игры эффективны для детского развития, был проведен эксперимент, в котором приняло участие 136 детей. Участники были разделены на группы в соответствии с типом игры, которым они занимались на протяжении трех месяцев: традиционная сюжетно-ролевая игра, настольные игры, цифровые игры. Для надежности оценки результатов группы были уравнены по полу, возрасту и начальному уровню развития детей.
Александр Веракса, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, прокомментировал ход исследования и его результаты: «С целью оценки эффективности игровых занятий был проведен пост-тест, следующий сразу после окончания занятий, а также отложенный пост-тест спустя 4 месяца после окончания игровых сессий, который позволил оценить устойчивость развивающего эффекта. Мы проанализировали развитие зрительной рабочей памяти, слухоречевой рабочей памяти, когнитивной гибкости, поведенческого сдерживающего контроля – основных компонентов умения управлять своим поведением, саморегуляции.
Результаты эксперимента показали, что несмотря на то, что в краткосрочной перспективе цифровые игры положительно повлияли на развитие саморегуляции, в долгосрочной перспективе данный эффект оказался неустойчивым. В то же время сюжетно-ролевая игра показала устойчивый положительный эффект для развития всех компонентов саморегуляции у дошкольников».
Полученные результаты дают основание полагать, что именно сюжетно-ролевые игры обеспечивают качественный сдвиг в психическом развитии детей. Полученные данные являются эмпирическим подтверждением тезиса выдающегося профессора Московского университета Л.С. Выготского о системном строении высших психических функций и ключевой роли игры для детского развития.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ
Источник фото: ru.123rf.com