Благодаря современным технологиям социальная составляющая человека уже неплохо доступна для анализа. Платежные системы отслеживают наши покупки, сотовые операторы — перемещения, интернет-сервисы — контакты и интересы, системы публичного видеонаблюдения — поведение в общественных местах, а «умные» дома и колонки — поведение в быту. На основе этой информации общество и его отдельные акторы уже учатся корректировать поведение людей, используя для этого разнообразные инструменты: от персонализированной рекламы до административных штрафов. Это позволяет повысить эффективность экономики и социальных институтов.
Следующим этапом развития технологии должно стать развитие контроля биологической составляющей человека. Трекеры, «умная одежда» и разнообразные носимые устройства с датчиками — только первый шаг. Отслеживание состояние организма в режиме реального времени, накопление и анализ данных о здоровье людей позволят давать персональные рекомендации по коррекции образа жизни для улучшения ее качества и повышения работоспособности с учетом генетических особенностей, истории болезней и поведения человека. Ключевыми проблемами в развитии этого направления являются повышение точности датчиков, накопление больших объемов данных для обучения аналитических систем, способных формировать достоверные прогнозы влияния различных факторов на здоровье и самочувствие человека, а также нахождение эффективных бизнес-моделей, включающих в себя мотивацию пользователей.
Это создает множество интересных с точки зрения развития бизнеса ниш, которые были проанализированы исследовательской компанией «Ларза» из Научного парка МГУ в рамках исследования рынка и технологических трендов по направлению «Спорт и здоровье», проведенного по заказу рабочей группы HealthNet Национальной технологической инициативы. В исследовании были рассмотрены перспективы и основные драйверы развития на рынках connected health, спортивного оборудования и биохакинга. С результатами исследования можно ознакомиться здесь.
Евгения Аникеева