С 23 июня по 7 июля на борту научно-исследовательского судна «Г.Ю. Верещагин» прошла седьмая геолого-геофизическая экспедиция научно-образовательного проекта Class@Baikal. Она была организована в формате Плавучего университета, традиционного для геологического факультета МГУ.
Первый этап экспедиции готовился более двух лет и стал одним из самых амбициозных проектов среди геологических исследований глубоководной части Байкала за последние 20 лет. Московский университет в партнерстве с Лимнологическим институтом СО РАН и Университетом Осло и при технологической поддержке инновационной компании «Сплит» выполнил сейсмоакустические исследования верхней части разреза осадочных отложений южной и средней котловины озера. Для этого на Байкал привезли специальное оборудование: высокопроизводительные компрессоры, пневмоисточники, многоканальные приемники, автономные буи и комплекс системы навигации.
Круглосуточная работа экипажа и научного коллектива в течение семи дней позволила «рассечь» озеро от берега до берега десятками профилей общей протяженностью более 850 км. В работе сейсмоакустического и навигационного отрядов экспедиции принимали полноправное участие студенты геологического факультета МГУ. С их помощью впервые зафиксированы признаки активной флюидоразгрузки (выхода газов) и гидратоностности диапироподобных структур Бугульдейско-Селенгинской перемычки Байкала, протяженная зона BSR (нижняя граница стабильности природных гидратов метана) в центральной котловине озера, открыты несколько неизвестных ранее грязевулканических образований на дне.
Второй этап экспедиции был посвящен исследованию донных накоплений — прежде всего на обнаруженных участках аномалий. Геохимики и нефтяные геологи провели эксперименты с кристаллами газовых гидратов, которые могут использоваться как потенциальный источник топлива, рассмотрели редчайшие железомарганцевые конкреции, интересные для добычи, и разнообразные минералы.
Впервые на восьми станциях и в самой глубокой точке Байкала измерены скорости придонных течений самым точным на настоящее время современным гидрологическим оборудованием. Также в ходе экспедиции с участием студентов открыты прежде неизвестные скопления гидратов у подножья донной структуры «Голый» на границе южной и центральной котловин озера. Впервые опробованы и описаны отложения древних придонных течений озера и трех каньонных комплексов единой осадочной системы. В результате работы участники Плавучего университета увезли с Байкала для дальнейшего изучения коллекцию уникальных образцов донных илов, газов, поровых вод и нефтей, насчитывающую более 600 проб.
Интересная работа и сделанные открытия помогают студентам определиться в выборе дальнейшего пути — идти в науку или заниматься чем-то еще. После экспедиций Class@Baikal студенты зачастую выбирают именно научную стезю.
«Чтобы студент вырос в ученого, должны пройти годы, иногда и десятки лет, но свой выбор он делает однажды. Часто это происходит в тот день, когда он по-настоящему прикоснется к научному открытию и даже станет его участником», — считает руководитель проекта Class@Baikal Григорий Ахманов, доцент геологического факультета, директор Учебно-научного центра ЮНЕСКО-МГУ по морской геологии и геофизике.
Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ
Источник фото: геологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова