13 марта в Российской академии образования (РАО) открылась Международная конференция «Научное наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского». В мероприятии приняли участие президент Российской академии образования О.Ю. Васильева, председатель Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова, заместитель министра науки и высшего образования О.В. Петрова и др.
2023 г. — юбилейный год: 200 лет со дня рождения К.Д. Ушинского. Педагог, идеи которого и сегодня изучают в профильных вузах, считал, что основа воспитания — труд. Образование должно учитывать своеобразие каждого народа, его традиции, географию, исторические особенности и родной язык. Теории обязательно должна сопутствовать практика. Воспитание нравственности он считал важнее, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Почему идеи К.Д. Ушинского не устаревают, какова их роль в современной школе и какие практики сегодня наиболее актуальны? Эти темы обсудили на открытии конференции.
Президент РАО О.Ю. Васильева отметила: «В своих наставлениях педагогам К.Д. Ушинский подчеркивал важность готовности школы и учителя к современным вызовам. Соответствие образования сегодняшнему дню становится у него принципиальным требованием к деятельности школы, а современность подготовки и взглядов учителя — ключевым условием выполнения им не только профессионального долга, но и нравственного, гражданско-патриотического служения на благо Отечества».
Важным знаком признания значимости профессии педагога стал Указ президента РФ об объявлении 2023 г. Годом педагога и наставника, и эта международная конференция, приуроченная юбилею К.Д. Ушинского, — лишь одно из многочисленных мероприятий, вошедших в программу этого года. «Это мероприятие одним из первых открывает Год педагога и наставника, позволяет осознать и переосмыслить все величие трудов великого педагога К.Д. Ушинского», — сказала заместитель министра науки и высшего образования РФ О.В. Петрова.
«В Год педагога и наставника мы делаем акцент на престиже профессии учителя и привлечении в нее талантливой творческой молодежи с опорой на наследие К.Д. Ушинского, который одним из первых обратил внимание на роль воспитания, наставничества в профессии учителя и который считал, что цель этой профессии — зажечь в человеке «жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой», — подчеркнула председатель Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова.
Русский педагог-демократ, основоположник русской педагогики в России К.Д. Ушинский — выпускник юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. «Л.Н. Модзалевский первым указал место К.Д. Ушинского в истории России: “К.Д. Ушинский — это наш действительно русский педагог, точно так же, как М.В. Ломоносов — наш русский ученый, А.В. Суворов — наш русский полководец, А.С. Пушкин — наш русский поэт, М.И. Глинка — наш русский композитор”», — передал слова президента Российского союза ректоров, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничего декан юридического факультета А.К. Голиченков.
В завершение официальной части президент Российской академии образования О.Ю. Васильева пригласила представителей студенчества из разных вузов поделиться своими мнениями о том, как должна выглядеть педагогика в современных школах, и применимы ли к ней, на их взгляд, идеи К.Д. Ушинского.
Как сообщила пресс-служба РАО, в пленарном заседании Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К. Д. Ушинского» приняли участие в смешанном формате более 300 научно-педагогических работников и более 80 студентов. Конференция продлится два дня. Помимо пленарного заседания, в ней организованы работы секций, круглых столов и другие форматы, способствующие актуализации научно-педагогического наследия К.Д. Ушинского, идей его научной школы педагогики в России, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, методики обучения русскому языку.
Автор фото: Анастасия Ибрагимова / «Научная Россия»