Восточная мудрость гласит: хочешь иметь хорошего преемника — стань хорошим наставником.
Этой истины придерживается руководство НИЦ «Курчатовский институт», уделяющее образовательным программам огромное внимание. Будущую смену здесь начинают воспитывать со школьной скамьи и даже с детского сада. О том, что представляют собой образовательные программы флагмана отечественной науки и какие они приносят результаты, — наш разговор с Андреем Владимировичем Николаенко, заместителем директора института по образовательной деятельности и молодежной политике, и Павлом Анатольевичем Форшем, главным ученым секретарем Курчатовского института и директором Института нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий в Московском физико-техническом институте — ИНБИКСТ МФТИ.
Андрей Владимирович, вы как заместитель директора Курчатовского института курируете деятельность, связанную с молодежью, школьниками. Расскажите, в чем смысл этой работы, какую цель она преследует.
Начну с того, что коллектив Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» сегодня — это более 12 тыс. сотрудников, занимающихся исследованиями по приоритетным направлениям науки и технологий. И более трети из них — молодые ученые и специалисты. В 2019 г. Курчатовский институт стал головной научной организацией в двух важнейших федеральных научно-технических программах— развитие генетических технологий и синхротронно-нейтронных исследований. Это серьезный вызов, требующий координации усилий образовательных и научных организаций, а также Минобрнауки России, региональных властей в подготовке нового поколения молодых ученых и специалистов.
Курчатовский институт сегодня эффективно сотрудничает более чем с 25 базовыми и партнерскими кафедрами и факультетами. Стоит особенно выделить наш базовый Институт нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий (ИНБИКСТ) МФТИ, который успешно работает на основной площадке Курчатовского института. В этом году минимальный проходной порог для поступления абитуриентов достиг рекордных 286 баллов, что говорит об исключительной востребованности нового формата междисциплинарного образования. Студенты ИНБИКСТ МФТИ уже с первого курса вовлечены в деятельность научных комплексов Курчатовского института и имеют возможность выбрать направление своего профессионального развития.
Важную роль мы отводим работе со школьниками. в течение многих лет реализуя образовательные проекты в Москве и других городах, где находятся институты, входящие в НИЦ «Курчатовский институт», и наши партнеры.
Как видите, образовательная деятельность Курчатовского института весьма многогранна. Добавлю, что подготовка кадров ведется и в нашей аспирантуре, ежегодно проводятся также молодежные научные школы, конференции, семинары с участием ведущих ученых.
Многие знают о Курчатовском проекте, объединившим более 30 московских школ, олимпиаде «Курчатов» и детском технопарке Курчатовского института. Расскажите об этих проектах подробнее.
Президент Курчатовского института М.В. Ковальчук давно уделяет большое внимание работе со школьниками. По его инициативе в 2011 г. совместно с московским правительством начал работать Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования — «Курчатовский проект». На сегодня проект охватывает 34 московские школы. Столичный Департамент образования и науки обеспечивает повышение квалификации педагогов и оснащение учебных заведений современным учебно-лабораторным оборудованием, а ученые нашего института становятся научными консультантами школьных научно- исследовательских проектов.
Ежегодно мы выступаем ключевым партнером городской конференции «Курчатовский проект — от знаний к практике, от практики к результату», цель которой— повышение научной активности столичного педагогического сообщества и обучающихся, раскрытие и поддержка их интеллектуального потенциала. Курчатовский институт вместе с Москвой — также соорганизатор столичного конкурса исследовательских и проектных работ и предпрофессиональной олимпиады школьников, отвечающий за научно-технологическое направление этих проектов. Кроме того, мы регулярно проводим экскурсии для старшеклассников из школ — участниц проекта в лаборатории Курчатовского института. Это очень важно, так как школьники имеют возможность познакомиться с уникальным оборудованием, пообщаться с молодыми учеными и увидеть, насколько интересна и перспективна их работа.
Олимпиада «Курчатов» по физике и математике проводится для школьников шестых-одиннадцатых классов. Она входит в перечень Российского совета олимпиад школьников, что позволяет победителям и призерам выпускных классов получить льготы в виде 100 баллов за ЕГЭ по соответствующему предмету при поступлении в вузы. Олимпиада ежегодно расширяется. В этом году заключительный очный этап прошел в 22 российских регионах, при этом больше всего победителей оказалось из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Чувашии, Татарстана, Башкортостана.
В августе 2018 г. при активной поддержке Правительства Москвы и столичного Департамента промышленной политики был открыт Детский технопарк при Курчатовском институте. Образовательные программы разработаны нашими учеными и проходят в оснащенных современным оборудованием лабораториях технопарка: естественно-научной, информационных технологий, нейрокогнитивных технологий, природоподобных и энергетических технологий. Детский технопарк проводит уроки, открытые мастер-классы и экспресс-практики для школьников в летний период.
Каждый из перечисленных проектов имеет свои особенности и нацелен на свою аудиторию, но общая задача — повышение престижа научных профессий, помощь школьнику с правильным выбором.
Андрей Владимирович, расскажите про образовательные программы и тематические смены для школьников в «Артеке» и «Сириусе».
Наше сотрудничество с «Артеком» далеко не случайно. Знаменитая детская здравница ежегодно принимает сотни тысяч детей из всех регионов России, дальнего и ближнего зарубежья. Только в августе этого года, когда мы работали в «Артеке» со своими научными программами, в лагере было 3470 детей из 76 стран и 79 регионов России. Это уникальная площадка для формирования будущего научного кадрового резерва для нашей страны. По инициативе М.В. Ковальчука в 2018 г. мы запустили пилотный проект организации научной проектной деятельности с детьми «Артека». В Крыму у НИЦ «Курчатовский институт» есть филиал. В историческом пространстве дачи академика И.В. Курчатова созданы экспозиции «Жизнь для науки» и «История советского атомного проекта». Теперь эта выставка стала интерактивной — разработан специальный путеводитель, позволяющий оценить интерес детей к таким сложным, но чрезвычайно важным аспектам нашей истории. Только за зиму и весну этого года наш крымский филиал посетили 1,5 тыс. детей! Крым — особая страница и в истории Курчатовского института и биографии И.В. Курчатова. Здесь он прошел свои «университеты жизни» (учился в лучшей гимназии и Таврическом университете), а с самого начала войны работал вместе с А.П. Александровым в Севастополе над размагничиванием кораблей. В 2019 г. мы стали официальным тематическим партнером «Артека». На конкурсной основе мы награждаем детей— победителей различных научных олимпиад поездкой в Крым, где в «Артеке» они участвуют в проводимой Курчатовским институтом программе «Учимся у природы, создаем будущее». Программа включает в себя множество тем. Для тех, кто еще не погружен в науку, но интересуется ею, мы проводим мастер-классы и студии дополнительного образования.
Не менее важный партнер для нас — образовательный центр «Сириус». В этом году мы традиционно выступили одними из организаторов летней программы «Большие вызовы», где под руководством наших молодых ученых воспитанники «Сириуса» успешно реализовали проекты в области геномных исследований, применения полимерных технологий в медицине, робототехники и биоинженерии.
Если можно, несколько слов о «кикоинском классе» в Пскове. Зачем он создан? Какие задачи там решаются и есть ли уже результаты?
Курчатовский институт уже на протяжении многих лет проводит Кикоинские чтения, названные именем известного физика и просветителя, одного из ключевых участников советского атомного проекта академика И.К. Кикоина. В этом году по решению М.В. Ковальчука Кикоинские чтения впервые было решено провести в Пскове, ведь И.К. Кикоин жил здесь и был выпускником псковской гимназии № 1.
По договоренности с губернатором области М.Ю. Ведерниковым и руководством Псковского государственного университета в сентябре 2019 г. будет открыт «кикоинский класс» в школе, которую окончил будущий академик. Курчатовский институт окажет методическую поддержку и помощь с приобретением оборудования.
Есть ли у вас дальнейшие планы, связанные с осуществлением образовательной деятельности?
Безусловно, планы есть, и их много. Курчатовский институт динамично развивается, появляются новые направления, поэтому нам нужны молодые, хорошо образованные, широко мыслящие специалисты. Все это требует соответствующего прогнозирования, перенастройки образовательных программ, широкого внедрения новых технологий, большей кооперации с вузами. В ближайших планах распространение опыта нашей работы с московской системой образования в российские регионы. Такими пилотными проектами могли бы стать Ленинградская и Псковская области.
Павел Анатольевич, расскажите о той части образовательных проектов Курчатовского института, которыми вы занимаетесь. Что они собой представляют, какая у них предыстория?
ИНБИКСТ МФТИ — пример того, как меняется образование и какую важную роль в изменении парадигмы образования играет Курчатовский институт. Сегодня большинство открытий, технологических прорывов делаются именно на стыке наук, когда объединяются математики, физики, химики, биологи, медики, информатики и т.д. Именно здесь происходят наиболее интересные вещи в науке.
Для того, чтобы эффективно работать в этом направлении, безусловно, нужно менять подготовку кадров, иначе говоря, готовить междисциплинарных специалистов, которые способны отвечать настоящие перед наукой и обществом большие вызовы.
Такая междисциплинарная подготовка и осуществляется в ИНБИКСТ МФТИ. Идеолог такой системы— президент Курчатовского института и научный руководитель ИНБИКСТ МФТИ М.В. Ковальчук.
Как осуществляется эта подготовка?
Она непростая, поскольку помимо знания физики, математики, информатики — классики для выпускников МФТИ — ребятам нужно изучать и смежные науки: разбираться в биологических и медицинских направлениях, владеть основами химии, иметь представление о когнитивных науках. Поэтому от них требуется значительно больше усилий.
Если говорить о самой междисциплинарной подготовке, то за ее основу взяты как раз физики, потому что именно они владеют и математикой, и численными методами. Когда в исследовательский процесс внедряются физика, математика, информатика, то он из чисто описательного становится по-настоящему познавательным. Можно посмотреть физическими методами структуру, затем обработать, посчитать численными методами, разработать математические теории. И мы действительно начинаем узнавать природу вещей.
Сбывается мечта философов всех времен и народов?
Да, это так. Сейчас акцент смещен на биообъекты, объекты живой природы, в то время как еще в прошлом веке объектом исследования были в основном неорганические материалы, полупроводники. Поэтому мы сейчас приближаемся к целостному восприятию окружающего мира, делаем ставку на природоподобные технологии. Но для того, чтобы эффективно работать в этой области, выпускникам вузов нужно знать многое об объекте исследования. Именно поэтому в программу подготовки студентов в ИНБИКСТ МФТИ добавлен целый ряд новых для них дисциплин.
У нас налажена очень хорошая связка между МФТИ и Курчатовским институтом, потому что МФТИ — это ведущий вуз в области физики, математики, информатики. Мы используем весь их богатейший опыт, знания, умения в преподавании общих дисциплин. Мы присовокупляем сюда также мощную технологическую базу Курчатовского института, чтобы иметь возможность работать над крупными междисциплинарными проектами, которые стоят перед нашей страной.
Какие конкретно проекты имеются в виду?
Например, сейчас Курчатовский институт выполняет функции головной научной организации по двум программам: развитие генетических технологий; синхротронные и нейтронные исследования. Кроме того, различные направления в области нано- и биотехнологий, природоподобных технологий тоже, безусловно, представляют собой приоритетные направления, в которых ребята себя реализуют и во время учебы, и в дальнейшем. Уже с первого курса студенты зачисляются в лаборатории Курчатовского института, становятся полноценными сотрудниками и участниками научных исследований.
И какие у них успехи?
Очень многие студенты к окончанию магистратуры имеют немалый опыт проведения собственных научно-исследовательских работ, выступлений на российских и международных конференциях, становятся соавторами научных статей и патентов, успевают поучаствовать в программах по грантам как внутренним Курчатовского института, так и внешним. В результате они выходят весьма подготовленными и квалифицированными специалистами.
Означает ли это, что они остаются работать в Курчатовском институте?
Многие остаются работать здесь, больше трети идут в аспирантуру Курчатовского института, где, по сути дела, они продолжают развивать те научные направления, в которых уже участвовали. Надо сказать, у Курчатовского института есть не только эта центральная площадка в Москве, но и еще подведомственные организации в Санкт-Петербурге, Гатчине, Протвине. Кто-то из ребят идет работать туда. В принципе, все весьма востребованы. Если проследить траекторию их карьеры, то очень многие становятся за достаточно короткий срок лидерами, руководителями научных групп. Основа, фундамент, знания, которые у них есть, позволяют им достаточно легко ориентироваться в разных областях науки и техники и, соответственно, тянуть за собой коллектив. Более того, когда человек знает не только физику, математику или информатику, но еще много чего из смежных дисциплин, он становится интересным собеседником в любой компании. Он никогда не пропадет, не затеряется, потому что ему на любую тему, как правило, есть что сказать.
Да и женщины влюбляются в таких образованных и умных.
Девушки влюбляются в наших выпускников, а мужчины без ума от наших выпускниц.
А у вас много девушек?
Как ни странно, в нынешнем наборе их почти половина, что вообще-то несвойственно физтеху. Девочки, как правило, более усидчивы и учатся в целом лучше мальчиков. И то, что девочек привлекает наше направление, говорит, по-видимому, о том, что у него большие перспективы.
ИНБИКСТ МФТИ существует десять лет. Значит, уже можно подводить предварительные итоги. Попробуем?
Давайте. У нас уже есть выпускники факультета, которые отучились в аспирантуре Курчатовского института, защитились и активно работают в самом институте. Приятно, что они уже берут студентов под свое научное руководство, ведь они как никто другой знают все особенности и тонкости обучения.
У нас есть выпускник, ставший директором школы. Есть те, кто зачислен преподавателями в ИНБИКСТ МФТИ и непосредственно ведут занятия со студентами.
Научная деятельность одной из наших выпускниц, которая поступила в аспирантуру Курчатовского института и уже окончила ее, связана с крайне интересным и важным направлением— применением естественно-научных методов для изучения предметов культурного наследия. В 2018 г. она за свою работу в составе коллектива авторов была удостоена премии им. И.В. Курчатова— одной из самых престижных премий НИЦ «Курчатовский институт». Таких примеров можно приводить множество.
Некоторые считают, что человек, занимающийся междисциплинарными исследованиями, глубоко не знает ни одной дисциплины.
Это, безусловно, заблуждение, потому что наши выпускники — прежде всего физики и математики, а также хорошо знают информатику. Они прекрасно владеют этими дисциплинами. Но кроме этого, они владеют дополнительными знаниями из других, смежных областей. Я бы сказал, что их знания и кругозор шире, чем у обычных выпускников физических и математических факультетов. У них багаж побольше. Но и учиться им сложнее, поскольку за тот же срок нужно усвоить значительно больший объем материала.
Эта программа осуществляется исключительно с Физтехом или есть какие-то еще вузы, с которыми сотрудничает Курчатовский институт?
Сейчас в большинстве учебных заведений начинают ориентироваться на междисциплинарные направления. Наука стремится к междисциплинарности. Поэтому повсеместно появляются такие направления подготовки, как биотехнологии. биофизика, медицинская физика, ядерная медицина и пр. Целый ряд вузов делает это вместе с нами. У нас есть базовые кафедры в МГУ, СПбГУ. МИФИ. МГТУ им. Н.Э. Баумана и во многих других крупных вузах России. Этот процесс перехода к междисциплинарной подготовке кадров неизбежен, само время его диктует, поэтому многие вузы встают на эту тропу. Само направление конвергенции наук и технологий еще десять лет назад начал развивать в Курчатовском институте М.В. Ковальчук, и мы его успешно перенесли в систему подготовки кадров.
■
Беседовала Наталия Лескова