7-8 ноября 2015 года в Научно-образовательном комплексе (НОК) Федерального исследовательского центра ИПФ РАН прошел очный тур VIII Приволжского конкурса научно-технического творчества школьников «РОСТ». В его работе приняли участие научные и инженерные проекты старшеклассников, приехавших на конкурс из разных регионов страны - от Москвы до Пермского края, от Ижевска до Астрахани. Эти два дня школьных каникул ребята прожили очень активно. В первый день их ждала насыщенная образовательная программа: лекции нижегородских ученых, экскурсии по лабораториям Института прикладной физики, тренинг по представлению работ на конкурсе. Во второй день проекты участников оценивало строгое жюри, состоявшее из ученых нижегородских академических институтов и ведущих ВУЗов города. Вечером прошла торжественная церемония подведения итогов и вручения призов корпорации Intel в России, оргкомитета и партнеров конкурса.
Конкурс «РОСТ» в Нижнем Новгороде был основан в 2008 году департаментом образования области при поддержке корпорации Intel в рамках реализации программы «Молодежь Нижегородской области на 2007-2011 годы» с целью выявления талантливой молодежи в сфере научно-технического прогресса и развития ее деловой активности. Тогда же сложился и формат конкурса из трех этапов: подача заявки, образовательный этап и финальный. К участию приглашаются старшеклассники и команды (численностью не более 3 участников), осуществляющие разработку оригинальных научно-технических и конструкторских идей с перспективой технического воплощения и коммерческого использования.
Следует сказать, что идея нашла живой отклик, и конкурс сразу же завоевал интерес, как среди одаренной молодежи, так и среди представителей бизнеса, научных и образовательных структур. Одним их первых, кто поддержал инициативу его проведения, был Институт прикладной физики РАН, а ученики Ф-классов сорокового физико-математического лицея и Школы юного исследователя (ШЮИ) ИПФ РАН стали постоянными его участниками. В 2010 году конкурс «РОСТ» получил статус Приволжского и вошел в пятерку российских молодежных конкурсов, аффилированных в Международный научно-инженерный конкурс Intel Science and Engineering Fair (Intel ISEF), финал которого проводится ежегодно в США среди команд из 70 стран мира. С самого начала участия в международных конкурсах российская команда завоевывала призовые места на этом престижном состязании. И, конечно, нельзя забывать о педагогах-энтузиастах, которые со всей любовью и ответственностью занимаются с этими «юными гениями», поддерживают и направляют их начинания. Вот уже много лет председателем научного комитета и координатором конкурса остается Александр Михайлович Рейман, к.ф-м.н, ст.н.с отдела радиофизических методов в медицине, преподаватель физики профильных старших физических классов Лицея № 40 при НОК ИПФ РАН и один из тех неравнодушных педагогов-энтузиастов, который не просто вывел нижегородский конкурс на международной уровень, но и продолжает начатое. Он просматривает все заявки от школьников, организовывает конкурс и ведет переписку с международными структурами Intel ISEF, потому что каждый конкурс ежегодно должен подтверждать право оставаться в этой системе.
Вот, что А.М. Рейман рассказал о конкурсе этого года:
- В этом году конкурс «РОСТ» состоялся при поддержке ИПФ РАН, причем, как обычно, не только по физике, но и по другим направлениям. Более того, в этом году появились такие партнеры как Нижегородский филиал Высшей школы экономики (они очень активно ищут талантливых математиков) и университет «Иннополис» из Татарстана, их представитель входил в судейскую комиссию. Работало и независимое молодежное жюри под названием «Клуб выпускников Intel ISEF», который образован из числа победителей предыдущих конкурсов. Они выбирали и награждали лучшего участника по своему мнению. И еще ребята этого клуба помогали волонтерами.
Всего в этом году участвовало 110 школьников 9-11 классов, хотя всегда бывают исключения и попадают интересные работы ребят из классов помоложе, так например, у нас есть уже свой «ветеран», очень талантливый парень из Перми, который участвует в конкурсе с 7 класса. Приехали участники не только Приволжского региона, но и из Астрахани, Московской области и других, чему мы очень рады.
О жюри следует сказать отдельно. Уровень жюри очень высокий. Это ученые, изобретатели, бизнесмены, а самое главное люди, которых уговаривать не надо. Среди них есть такие, с которыми талантливый подросток может поговорить не только об исследовательской работе, но и на любые темы своего будущего. И мы поем гимн этим подвижникам!
Уровень работ ежегодно растет, растет и конкуренция. В этом году из 150 заявок было отобрано немногим более 80. Отклоняются работы, которые не имеют научной составляющей. Увы, принятые к руководству методические рекомендации к школьной проектной деятельности в школе, сводят эту деятельность к некой констатации факта, например исследование загрязнения того или иного водоема, но на вопрос для чего проводились исследования, какие предложения предлагает исследователь по снижению загрязнения, работа не отвечает. И, к сожалению, «подвижников» из школьных учителей тоже остается мало. В этом смысле Школа юного исследователя при ИПФ РАН изначально обучает детей действительно методике научно-исследовательской деятельности, принятой во всем мире; она называется STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics).
Еще с прошлого года мы отказались от презентаций и заменили ее устным рассказом. Целенаправленно включили обучение такому важному качеству, как умению за 5 минут, опираясь на плакат (постер), рассказать члену жюри суть своего проекта, а за оставшиеся 10 минут ответить на вопросы и убедить жюри в том, что его исследование заслуживает дальнейшего развития. И это важно для дальнейшего роста, ведь если дословно перевести Science and Engineering Fair, то мы имеем научно-техническую ярмарку. Более 20 нобелевских лауреатов начинали с победы на ISEF.
В этом году у нас будет второй отборочный тур, потому что в финал вышли 4 работы. Отрадно, что два проекта выполнены учащимися наших Ф-классов: одну работу сделали двое ребят из 11 класса по синтезу высокотемпературных сверхпроводников (в Институте физике микроструктур РАН), другую работу выполнила девочка из 10 класса по прикладной математике. Третья работа победительница выполнена сестрами-близнецами из 11 класса города Чебоксары. (Чебоксары уже несколько лет подряд демонстрируют на конкурсе сильную школу по химии). Проект девочек очень интересный: они синтезировали новые вещества, которые крайне необходимы при лечении болезни Альцгеймера. Причем, полученные ими вещества способны заменить дорогостоящие компоненты, используемые медициной в настоящее время. И четвертую работу выполнили трое ребят из 8 лицея по медицине. Их работа называется «Тест ДНК-комет»: суть заключается в том, что воздействуя на ДНК крови человека озоном (в настоящее время применяется радиоактивное вещество) очень многие заболевания свободнорадикальных патологий (диабет, рак и еще много чего) можно диагностировать уже на стадии исследования в лабораториях районных поликлиник.
Много работ получили специальные призы. Специальный приз ИПФ РАН был вручен девятикласснику из Чистополя (Татарстан) Никите Грызунову, который сам из подручных средств сделал и провел испытания на простейшей установке солнечной батареи. Из его рассказа было видно, что он хорошо понимает и физику, и химию, и технологию своего устройства. Приз молодежного жюри получил проект управляемого аэростата для исследований атмосферы на больших высотах, разработанный 11-классником Даниилом Сафоновым из Лицея 180. Многие ребята получил призы партнеров конкурса – Нижегородского филиала НИУ ВШЭ, «Иннополиса», Нижегородского филиала ОАО «Ростелеком». Одно из первых мест (по физике) получила работа 11-классника Никиты Чекмарева, выполненная в ШЮИ по традиционной для ИПФ РАН гиротронной тематике. Кстати, вручение призов еще не завершено: должны подойти бланки дипломов международных научных обществ, которые мы как аффилиированный конкурс имеем право вручать от имени ISEF. А полный список победителей и призеров можно увидеть, например, на сайте ИПФ РАН http://iapras.ru/news/Rost_2015/news_rost2015.html или на сайте конкурса http://rostsef.ru/files/rost-2015-results.pdf.