Древнеримский писатель Плиний Старший говорил: «Наша память – дар, который делает человека личностью». А вот Фридрих Ницше считал талантом способность забывать. Так или иначе, вопросы «Что такое память? Как она устроена?» и многие другие интересовали ученых абсолютно разных областей.
В одной из Московских газет в апреле 1929 года на общей планерке редактор давал задание одному журналисту. Нужно было собрать информацию о работе десятка учреждений. Он назвал имена и фамилии, номера телефонов и адреса. Журналист кивнул и уже собрался уходить, как редактор начал возмущаться: «Ты же ничего не записал! Безобразие!».
На что журналист легко и с точностью до цифры каждого телефона повторил только что продиктованную редактором информацию. И добавил: «Мне редко приходится делать записи». Тогда руководитель посоветовал журналисту обратиться к психологам – для исследования феноменальной способности его памяти. Этим журналистом был Соломон Шерешевский, который, благодаря своему редактору, вошел в историю как человек с феноменальной памятью.
Понятие памяти включает в себя процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания.
Психология, в упрощенном варианте, предлагает рассматривать память кратковременную и долговременную.
Джордж Миллер, американский психолог, выяснил, что кратковременная память имеет предельный объем. В ходе своих экспериментов он сформировал закономерность, при которой кратковременная память просто не может осилить объем больше 7+-2 элемента. Человек, согласно исследованию Миллера, способен запоминать в среднем девять двоичных цифр, восемь десятичных цифр, семь букв алфавита и пять односложных слов. Интересно, что если эти маленькие элементы можно сгруппировать в один с помощью каких-либо ассоциаций, получается, что объем кратковременной памяти «увеличится». В таком случае человек опирается на долговременную – по уже существующим нейронным связям в мозге проходит импульс и укрепляет их. В любом случае, кратковременная память выступает как воронка с узкой пропускной способностью.
То, что основная часть данных забывается в несколько первых часов после заучивания, доказал психолог Герман Эббингауз. На основе этого разработана методика, помогающая запоминать то, что необходимо.
Процесс превращения воспоминаний из кратковременных в долговременные – весьма энергоемкий. Во сне мозг начинает считывать гены, синтезировать белки и выращивать синапсы. Происходит процесс «проигрывания» прошедшего дня заново. Это доказал эксперимент, который в 2009 году провели ученые из университета Макгилла. Для наблюдения за активностью мозга, они вживили крысам электроды. Днем их учили ходить по лабиринту и записывали в какой последовательности какие нервные клетки активируются. А когда крысы засыпали, ученые смотрели что происходит с мозгом во сне. Так они выяснили, что включаются те же отделы и в той же последовательности, что и при реальном прохождении лабиринта днем.
Когда человек спит, происходит своего рода «диалог» между гиппокампом, где хранилась кратковременная память, и височной корой. Проигрывая информацию заново, они выясняют, что нужно запоминать, а что нет. Мозг еще основывает свой выбор на опыте из каменного века, и при отборе воспоминаний с большей вероятностью запомнит то, что так или иначе может помочь в выживании.
О роли гиппокампа в процессах памяти мир узнал случайно. Однажды семилетнего мальчика по имени Генри Молисон сбил велосипед. Несколько минут он пролежал без сознания, но потом – просто встал и ушел. Через три года у Генри началась эпилепсия, которая к 27 годам зашла так далеко, что была абсолютно не совместима с жизнью. Несколько раз в день начинался приступ: Генри падал, сильно трясся и не мог контролировать физиологические потребности. Медикаменты не помогали даже в максимальных дозах, и в конечном итоге врачи признали, что болезнь не поддается такому лечению. Вскоре Генри попал к нейрохирургу Уильяму Бичеру Сковиллю, который предложил ему попробовать экспериментальную операцию. Эта операция и правда была экспериментом, потому то Сковилль не знал, где находится очаг эпилепсии или как его локализовать. Но предположил, что очаг в гиппокампе – его и было предложено удалить. У Генри не было выхода, и он согласился. В 1953 году Сковилль удалил гиппокамп и часть височных долей своего пациента.
После пробуждения Генри всех узнавал, вел себя адекватно, с тестами на интеллект справлялся хорошо. Припадки не прекратились, но стали менее выраженными и теперь поддавались медикаментозному лечению. Когда к Генри пришел его врач – узнать, как дела, тот ему обрадовался и спросил: как прошла операция? Они проговорили какое-то время, и врач ушел. Вечером, Сковилль снова решил проведать своего пациента, и Генри задал врачу такой же вопрос: как прошла операция, доктор? Через какое-то время нейрохирург понял, что у Генри перестала формироваться долговременная память. Он помнил все, что было до операции, но потерял способность формировать новые воспоминания. До конца жизни Генри думал, что ему 27, разгадывал каждый день один и тот же кроссворд и читал одну газету. Мировому сообществу стало понятно – гиппокамп помогает хранить и переводить кратковременную память в долговременную.
Журналист Соломон Шерешевский, вошедший в историю как человек с феноменальной памятью, возможно даже позавидовал бы Генри. Когда редактор направил его к врачу, Соломон попал к психологу Александру Лурии и сразу же его потряс. При способности человека запоминать примерно 7 элементов, Шерешевский за 30 секунд запомнил 50 слов. Он мог запоминать и числа, и бессвязные слова. Позже ученые выяснили, что у Соломона была синестезия – одновременное ощущение. При такой особенности обычно абсолютно несвязанные области мозга налаживают контакт. Так, например, когда звучала скрипка, Соломону казалось, что его еда пересолена.
Многие методики запоминаний разработаны благодаря Шерешевскому и Лурии, которые вели подробные записи течения жизни и особенностей болезни. В последние годы своей жизни Соломон начал страдать от своего дара и разрабатывать методы забывания. А некоторые такие методики включены в психологическую терапию.
То, что человечество знает о памяти сегодня – не объясняет еще очень многих вещей. Но позволяет сформировать некоторые выводы. В процессе запоминания на физическом уровне в мозге вырастают новые связи между нейронами и укрепляются ранее созданные. Это значит, что, повторяя одну и ту же мысль, действия – они закрепляются и врезаются в долговременную память все лучше. А в конечном итоге – повышается вероятность того, что мы эту мысль или действие будем продолжать повторять.
Для выращивания новых нейронных связей и укрепления существующих нужно топливо – кислород, глюкоза и сон. Это важно также для снижения скорости и количества гибели нейронных клеток, которые постепенно с возрастом умирают. Поэтому – важно двигаться и хорошо спать. Во время движения повышается кровоснабжение мозга, которое доставляет ему кислород и глюкозу, а во сне формируется память.
Источники
-
https://journals.physiology.org/doi/full/10.1152/physrev.00032.2012
-
https://www.ebbinghaus.ru/wp-content/uploads/2010/02/Miller_564-580.pdf
-
http://wikinauka.ru/medicina/люди-развившие-память-шерешевский.html
-
https://bestlavka.ru/krivaya-zabyvaniya-ehbbingauza-4-osnovnyh-sposoba-povtoreniya/
Изображение на главной странице: vampy1/ru.123rf.com