Ученые из США нашли способ помочь избежать автомобильной аварии. Оказывается, водители реагируют быстрее, когда видят дорожные знаки, изображающие активные действия. Свое исследование ученые опубликовали в статье в The Journal of Consumer Research, а ее популярную версию можно почитать в университетском пресс-релизе.
Райан Элдер (Ryan Elder), профессор из школы менеджмента Мариотт при Университете Бригама Янга и два его соавтора — Лука Цянь (Luca Cian) и Арадна Кришна (Aradhna Krishna) из Мичиганского университета изучали, как рисунки, изображающие активное движение, могут влиять на поведение людей. Они использовали программы-симуляторы для водителей, кликабельные теплокарты, упражнения на время реакции и окулографию (отслеживание движений глаз). Выяснилось, что водители быстрее реагируют на знаки, где изображены движения.
Дорожные знаки, изображающие нечто динамичное, устанавливают на участках дорог, где нужно снизить скорость движения автотранспорта. Например, перед школами. По степени динамизма изображения дорожные знаки сильно различаются. В США используют более статичные иконки, в Польше — более динамичные, с бегущими школьниками.
Участники эксперимента на водительском тренажере реагировали на предупреждающий дорожный знак с динамичной иконкой в среднем на 50 миллисекунд быстрее. Для машины, которая мчится со скоростью 100 км в час, 50 миллисекунд — это лишние 1,34 метра. Критичное расстояние, когда речь идет о том, чтобы избежать аварии.
Во другом эксперименте ученые использовали окулографию — фиксацию движений глаз, чтобы узнать, насколько быстро водитель замечает дорожный знак. Результат оказался аналогичным результату в первом эксперименте — водители замечали динамичное изображение быстрее, чем статичное. По словам профессора Элдера, на которого ссылаются авторы пресс-релиза, изображение движения оживает в нашем воображении. Наш разум хочет продолжить движение, которое появилось на картинке, и это оказывается критически важным для водителей.
Ученые надеются, что результаты их исследования помогут дорожной полиции снизить количество аварий, особенно, где есть пострадавшие или смертельный исход. Ведь в США смертность в автомобильных авариях высокая: каждый год гибнет 37 000 человек. Еще 2,35 млн людей получают травмы. Способы снизить смертность на дорогах ищут во всем мире. Так, в России большие надежды, связанные с безопасностью движения, возлагают на систему ГЛОНАСС, а в Японии внедряют интеллектуальную систему мониторинга состояния водителей.