За границами окружающей нас привычной жизни есть еще одна реальность. Ее конструирует компьютерная графика. Наверняка всем знакомы специальные устройства: очки или шлемы, которые перемещают в другой мир. Но виртуальная реальность – это не только про развлекательные игры. Она становится новым эффективным инструментом в экспериментальной психологии и открывает все больше возможностей для разгадок тайн человеческого сознания и мозга.
«Осторожно, возможности открываются»
Прообраз современных очков и шлемов виртуальной реальности появился еще в конце 1830-х годов. Такое устройство называлось «стереоскоп». Оно позволяло рассматривать фотографии в объеме. Сейчас способ создания такого объема несколько изменился. Он достигается за счет визуализации трехмерных объектов методами компьютерной графики, анимации и программирования. Однако это не связано с одними лишь информационными технологиями. Речь идет еще и о психологических. Сконструированная и меняющаяся во времени виртуальная среда позволяет регистрировать положение в ней наблюдателя. А это, в свою очередь, новые исследовательские возможности для экспериментальной психологии, имеющие преимущества перед традиционными лабораторными инструментами.
Первое из них — экологическая валидность. Технология виртуальной реальности позволяет создавать не только «сказочные» миры, но и «подобную реальному миру» среду. При этом все параметры экспериментальной ситуации остаются под контролем.
Далее — гибкость. ВР-измерение формируется искусственно, а значит, что такая «реальность» пластична. Поэтому в ней легко менять параметры объектов и событий, происходящие с ними.
Возможность полимодальной стимуляции. Это означает, что системы ВР позволяют имитировать одновременно и зрительные, и тактильные, и слуховые образы. Такие «манипуляции» едва ли возможны в традиционных психологических исследованиях.
Наконец, четвертое преимущество — полная регистрация поведенческих реакций.
Все эти «ключики» (возможности) помогают ученым-психологам проникнуть в тайны человеческого сознания. Поэтому, технологию ВР используют в когнитивной психологии, в психологии общения, в социальной психологии и в других сферах.
Когнитивная психология
Среди областей применения ВР в когнитивной психологии - изучение особенностей человеческого восприятия во время испытания новых систем такой виртуальной реальности. Прежде всего, ученых привлекает зрительная, слуховая и гаптическая (тактильная) модальности восприятия.
Так, в 2000 году зарубежные ученые провели эксперимент. Через ВР они исследовали гендерные различия в пространственной ориентации наблюдателей в сложном виртуальном лабиринте. Специалисты изучали активность/пассивность, гендерные различия, когнитивные стили в прохождении через такой лабиринт. В результате оказалось, что женщины и мужчины ориентировались в лабиринте по-разному. Отличие заключалось в выборе стратегии использования ориентиров местности: женщины ориентировались по заметным объектам, а мужчины учитывали еще и геометрию пространственных представлений о местности.
Психология общения
Фокус научного внимания в этой сфере прикован к особенностям взаимодействия в виртуальном пространстве человека с трехмерными экранными представителями — «аватарами» или компьютерными «агентами».
Так, ряд работ (Bailenson et al.; Krikorian et al.) показывает, что важными моментами для допуска чужого аватара в личное пространство своего аватара стали: пол испытуемого и воспринимаемый пол чужого аватара, а также направление взглядов обоих аватаров. Хотя такие особенности свойственны и обычному общению в «невиртуальной» реальности.
Виртуальные среды эффективны и для диагностики коммуникативных расстройств и тренинга речевых умений. Так, в работе С. Уильямс описывает тренинг с участием специалиста в области речевой патологии и пациента. Первый наблюдал особенности взаимодействия испытуемого с виртуальным «персонажем» в рамках заранее созданного сценария бытового характера. Затем полученные психофизиологические параметры (частоту сердечных сокращений, электрическое сопротивление кожи и др.) анализировались и отбирались сценарии последующих взаимодействий из создаваемой в настоящее время библиотеки таких сценариев.
Социальная психология
В рамках социальной психологии изучают особенности командной работы в виртуальной среде (это часто характеризуется как соприсутствие) и взаимодействиия, опосредствованные виртуальными представителями — аватарами или похожими на них объектами. Так, в результате эксперимента было доказано, что его участники предпочитают антропоморфных (в отличие от не имеющих сходства с людьми) «обитателей» виртуальной реальности, пол и раса которых совпадают с полом и расой самих испытуемых.
Важнейшей сферой применения технологии ВР считается психотерапия и оказание психологической помощи при страхах, фобиях и посттравматических стрессах. Так, в конце 1990-х психолог Барбара Ротбаум работала с посттравматическим стрессовым расстройством. Для этого она первоначально моделировала виртуальные места, которые вызывали повышенную тревожность и страх у пациентов – участников вьетнамской войны. Параллельно с этим использовалась экспозиционная терапия – метод, когда пациент постепенно взаимодействует с пугающими образами. В результате происходило снижение тревожности на 45%.
Сейчас технологии виртуальной реальности усложняются, а их функционал становится шире. Это открывает новые перспективы для теоретической и прикладной психологии, меняя или дополняя сложившиеся научные парадигмы.
Фото на странице: Изображение сгенерировано нейросестью Rudalle.ru (Этот материал распространяется по Публичной лицензии с указанием авторства и с сохранением условий, правообладатель ПАО СберБанк©, 2023 г., все права защищены)