Проект ученых-филологов СмолГУ (г. Смоленск) по открытию Школы молодых ученых «Квантитативная филология» стал победителем в конкурсе Фонда президентских грантов. Опираясь на фундамент Смоленской филологической школы профессора В.С. Баевского и базируясь на технологии Digital Humanities, Школа молодых ученых нацелена активно развивать data mining (интеллектуальный анализ данных) и применять обработку языковых и текстовых данных методами компьютерного моделирования. Новая образовательная и дискуссионная площадка для обсуждения и разработки исследовательских технологий призвана консолидировать молодых ученых вокруг инновационных идей и традиций научных школ.

Квантитативная филология, возникшая на стыке языкознания, математики и статистики направлена на решение ряда важных лингвистических задач, таких как, проблема автоматической обработки информации, искусственного интеллекта, оптимизации различных функций языка. Это современное прикладное направление в отечественной науке представлено широким разнообразием методологических подходов. Для продвижения какого-либо развиваемого аспекта необходима консолидация ученых в рамках коллективных исследований. Школа квантитативного анализа филологических данных должна стать средоточием научной и образовательной среды, а также сплотить специалистов для овладения практическими навыками инновационных методик.

Ассоциация «Смоленский центр гуманитарных исследований» при участии НОЦ Смоленского государственного университета при поддержке Фонда президентских грантов открывает Школу молодых ученых «Квантитативная филология» в качестве новой платформы для объединения молодых ученых, позволяющей получить дополнительные знания, расширить научный кругозор и популяризировать передовые технологии в качестве социального феномена.

Руководители Школы молодых ученых «Квантитативная филология», сотрудники НОЦ «Смоленский центр квантитативной филологии» Смоленского государственного университета (г. Смоленск), доктор филологических наук, профессор,  заведующая кафедрой литературы и журналистики Ирина Викторовна Романова и доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики Лариса Викторовна Павлова – подробно рассказали о научной  школе (Смоленской филологической школе (СФШ)) своего учителя и идейного вдохновителя  профессора Вадима Соломоновича Баевского, с наследием которого в области квантитативной филологии, смоленские специалисты поделятся с новым поколением студентов, а именно, как Школа молодых ученых станет преемником опыта и традиций, в частности, познакомит с разработанными цифровыми моделями и методами изучения текста, которые позволят решить актуальные  исследовательские задачи, и  сплотит  сторонников для качественного продвижения отечественной науки.

Основатель Смоленской филологической школы (СФШ)ВАДИМ СОЛОМОНОВИЧ БАЕВСКИЙ (1929-2013), доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ.

Основатель Смоленской филологической школы (СФШ)

ВАДИМ СОЛОМОНОВИЧ БАЕВСКИЙ (1929-2013), доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ.

Автор фото Мария Козлова

«Мы с радостью поделимся тем, что знаем и умеем сами, постараемся найти единомышленников в решении некоторых масштабных филологических проблем, чтобы общими усилиями в них продвинуться, – обращает внимание Ирина Романова и, говоря об уникальности открывающейся Школы молодых ученых «Квантитативная филология», подчеркивает значимый вклад в традиции Смоленской филологической школы, внесенный профессором Вадимом Соломоновичем Баевским, – Основатель Смоленской филологической школы Заслуженный деятель науки РФ профессор Вадим Соломонович Баевский (1929–2013гг.) был одним из первых в мире, кто применил точные математические и компьютерные методы к исследованию литературы в докторской диссертации «Типология стиха русской лирической поэзии», которую защитил в 1975 году в Тартуском государственном университете. Он понимал, что литература настолько сложное явление, что для его постижения необходимо сочетание самых разных подходов, но необходимо отдавать себе отчет в мере эффективности каждого из них. Каждый нормальный ученый стремится к объективности и точности получаемых результатов. Однако представления о мере точности и объективности у разных литературоведов весьма различны. Одних удовлетворяют понятия и слова много, мало, больше, меньше, приблизительно одинаково и т.п.

Профессор В.С. Баевский принадлежал к числу тех других, которые стремятся к предельно доступной точности и полагают, что нет такой сложной историко-литературной или теоретической проблемы, которую нельзя было бы решить или к решению которой нельзя было бы приблизиться с помощью математических методов, в первую очередь математической статистики, теории групп и логики, а также компьютерного программирования и моделирования. «Заблуждаются те, кто утверждают, что математика ничего не говорит о прекрасном или благом. На самом же деле она говорит прежде всего о нем и выявляет его», – любил повторять он слова Аристотеля».

Ирина Викторовна Романова – доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы и журналистики Смоленского государственного университета (г. Смоленск), сотрудник НОЦ «Смоленский центр квантитативной филологии»

Ирина Викторовна Романова – доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы и журналистики Смоленского государственного университета (г. Смоленск), сотрудник НОЦ «Смоленский центр квантитативной филологии»

 

Раскрывая предысторию становления СФШ, Ирина Романова отмечает, что в первую очередь лицо Смоленской филологической школы определяют «коллективные проекты исследовательских групп, состоящие из студентов, аспирантов, доцентов, профессоров филологов и представителей физико-математического факультета. Эти группы стали складываться в 1990-е годы. В разное время действовали, в частности, следующие исследовательские группы, занимавшиеся изучением вопросов истории и теории литературы точными методами: 1) применение кластерного анализа для изучения вопросов истории и теории литературы. Впоследствии группа разделилась на две: 2) эволюция жанровой системы русской лирики в XVIII–XIX веках: кластерный анализ (получено подтверждение известного явления: в XVIII в. жанровая дифференциация была ярко выражена, а в первую треть XIX в. произошло заметное стирание жанровых границ. Был применен соединенный метод сходства и различия индуктивной логики Ф. Бэкона) и 3) к построению творческой биографии А.С. Пушкина: кластерный анализ (до Пушкина эта методика была проверена на исследовании творчества Гумилева и Пастернака. Корреляционный анализ оказался более пригодным, чем кластерный); 4) универсальная компьютерная поисково-информационная система ПАСТЕРНАК (была создана специальная программа, позволяющая любому пользователю прочесть все стихотворения и прозу (роман, автобиографическую прозу, неоконченную пьесу «Слепая красавица»), увидеть алфавитный и частотный словари текстов определенного периода, словарь их образов, познакомиться с характеристиками стихотворного размера, ритма, системы рифм, строфики, синтаксиса, со звуковой организацией поэтической речи. Здесь можно было найти данные о всех публикациях интересующего пользователя текста, о всех отзывах критики о нем, о важнейших событиях жизни поэта, о всех людях, с которыми он общался в определенный период); 5) группа по изучению онегинской строфы с использованием математических и компьютерных моделей (отношения между 12 первыми стихами («телом» строфы) и заключительным двустишием (ее «хвостом») были определены как соответствия Галуа: были отмечены однооднозначные соответствия не между отдельными «хвостом» и «телом» строфы, а между совокупностями замкнутых подмножеств внутри множества «хвостов» и множества «тел»); 6) нахождение меры близости частотных словарей русских поэтов XIX–XX веков: ранговый корреляционный анализ (проведено исследование на основе 44 частотных словарей, выявлены тенденции к притяжению и отталкиванию поэтических миров разных авторов); 7) исследование поэтической фоники посредством лингвистических, математических и компьютерных моделей (первоначальная гипотеза о том, что в основе единой теории поэтической фоники лежит теория анаграмм, не подтвердилась. Зато открылась новая закономерность: больше фонем текста преобладают по частоте над своими частотами в речи, чем уступают своим частотам в речи. И на большую величину преобладают, чем уступают. Самыми частотными в поэтических текстах оказываются преимущественно широкие гласные и звонкие согласные, самыми редкими – преимущественно узкие гласные и глухие согласные. Так осуществляется закон усиления звучности художественного текста).

Основные и промежуточные результаты этих исследований отражены в монографии В.С. Баевского «Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы» (М., 2001) и трудах других участников групп» (см. Фото)

Монографии ученых Смоленской филологической школы.

Монографии ученых Смоленской филологической школы.

Фото из коллекции СмолГУ

Лариса Викторовна Павлова – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры литературы и журналистики Смоленского государственного университета (г. Смоленск), сотрудник НОЦ «Смоленский центр квантитативной филологии»

Лариса Викторовна Павлова – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры литературы и журналистики Смоленского государственного университета (г. Смоленск), сотрудник НОЦ «Смоленский центр квантитативной филологии»

 

Дополняя ответ коллеги, второй руководитель проекта  по организации Школы, Лариса Павлова, отмечает, что «часть коллективных исследований было организована уже после ухода ученого из жизни: 1) создание Словаря поэтического языка символистов (на материале поэзии Вячеслава Иванова сформулированы основные принципы составления Словаря поэтического языка Иванова, разработана и апробирована методика описания семантики, «наращиваемой» в поэтическом тексте, а также составлен ряд словарных статей, относящихся к тематическим группам «Самоцветы», «Флора», «Фауна», «Слово» и т.д.); 2) изучение коммуникативного аспекта лирики (создана классификация коммуникативных типов стихотворений. Соотношение этих типов между собой дает представление о коммуникативной картине лирики автора в статике, их распределение и взаимодействие по годам/книгам – в динамике); 3) выявление и  изучение повторяющихся лексических комбинаций как показателей индивидуально-авторского стиля (специально созданный программный комплекс позволяет в автоматическом режиме найти в текстах того или иного поэта или у разных авторов устойчивые комплексы лексем, «переходящие» из стихотворения в стихотворение, даже если поэтические тексты разные по объему и/или были написаны с разницей в несколько десятилетий. Подобные комплексы лексем, повторяющихся по соседству друг с другом, но не связанных между собой очевидными связями, называются лексическими комбинациями. Они характеризуют идиостиль, маркируют внутри- и межтекстовые связи); 4) стилеметрия (используются комплексы формальных и содержательных признаков в их взаимодействии с опорой на многомерные методы статистического анализа. Это позволяет выйти на современный уровень квантитативного исследования языка и речи, решить для русского языка и русской литературы задачи, решаемые в настоящее время для английского языка и англоязычной литературы. Апробирована методика многомерного анализа дедуктивной классификации стилей на материале российских и американских авторов, использования ряда математических мер для построения модели стиля ряда российских авторов)».

В чем вы видите на сегодняшний день актуальность и перспективы изучения квантитативной филологии?

«О необходимости развития филологических дисциплин в сторону точных наук говорили и писали многие выдающиеся ученые ХХ века. «Нужно чаще применять в языкознании количественное, математическое мышление и таким образом приблизить его всё более и более к наукам точным», – писал И.А. Бодуэн де Куртене. «Лингвистика может претендовать на звание точной науки с неменьшим правом, чем любая из естественноисторических дисциплин (например, геология, минералогия, ботаника, зоология, антропология и т.д.)», – утверждал Е.Д. Поливанов. У академика Д.С. Лихачева есть статья под названием «Ещё раз о точности литературоведения», где он говорит: «Литературоведение представляет собой сочетание жестких и нежестких дисциплин. Если убрать все "нежесткие" дисциплины, то "жесткие" потеряют смысл своего существования; если же, напротив, убрать "жесткие", точные специальные дисциплины (такие как изучение истории текста произведений, изучение жизни писателей, стиховедение и пр.), то "центральное" рассмотрение литературы не только потеряет точность – оно вообще исчезнет в хаосе произвола различных не подкрепленных специальным рассмотрением вопроса предположений и догадок». Ю.М. Лотман, рассуждая о том, что литературоведение должно быть наукой не по определению, а фактически, писал, что литературовед нового типа должен «в идеале – совместить в себе литературоведа, лингвиста и математика». Академик М.Л. Гаспаров заявлял: «Для меня цель — это филология как точная наука, а в наше время научные исследования на каждом шагу подменяются собственным интуитивным творчеством», аргументировала Лариса Павлова и указала на возможности применения квантитативной филологии в системе точных наук.

Сегодня компьютерные достижения позволяют обрабатывать большие базы данных, их возможности необходимо использовать, чтобы понять и объяснить, как, по каким законам существует высшая форма человеческой речи – художественная литература, хранилище национальных и общечеловеческих ценностей.  Результаты исследований в области квантитативной филологии могут быть использованы в системах машинного обучения и искусственного интеллекта, в когнитивной и нейролингвистике, текстометрии, лексикографии, традиционном литературоведении. Они позволят решить задачи определения авторства, выделения моделей эволюции стиля, выявить базовые характеристики, релевантные для дедуктивной и индуктивной классификаций, а также предложить схему объединенных признаков для описания индивидуальных стилей авторов и установления степени их сходства и различия. Высокий практический потенциал таких исследований – в возможности создания и/или искусственной генерации прагматически направленных текстов».

Почему важно создание единой площадки посредством вашей Школы молодых ученых?

«Решать такие глобальные задачи можно только сообща, делая ставку на будущее нашей науки – молодежь. «Искусство – это я, наука – это мы», – сказал французский физиолог Клод Бернар», – убеждены руководители Школы Ирина Романова и Лариса Павлова.

Участники международной научной конференции «Современные пути изучения литературы», посвященной 90-летию со дня рождения В.С. Баевского  (16-18 мая 2019 года, Смоленский государственный университет)

Участники международной научной конференции «Современные пути изучения литературы», посвященной 90-летию со дня рождения В.С. Баевского  (16-18 мая 2019 года, Смоленский государственный университет)

Автор фото Ирина Романова

Новая Школа молодых ученых «Квантитативная филология» сформирована на базе Смоленского государственного университета (г. Смоленск) предварительно сроком реализации с 01.02.2021 по 31.12.2021 гг. В Программе предполагается упор на постановку и решение интеллектуальных исследовательских задач текста по его анализу и моделированию. Чем такой подход выигрышен или более рационален, объяснила Лариса Павлова: «В одном из своих интервью известный лингвист, член-корреспондент РАН Федор Борисович Успенский выразил чрезвычайно актуальную мысль. Он посетовал на главную беду гуманитарной науки: в ней в основном занимаются темами, а не проблемами. «Какого цвета, скажем, были щиты у древних викингов? Это интересная тема, но это тема. Ее можно собрать, каталогизировать примеры и напечатать на этот счет статью. А заниматься надо не темами, а проблемами. Надо ставить вопросы, и, не получая сразу на них ответы из источника, пытаться эти ответы найти самому».

Выявление скрытых структур текста, установление связи между формальными и содержательными аспектами текста, моделирование стиля – вот это проблемы, и их мы ставим перед собой и ищем пути решения.  На сегодняшний день компьютерная лингвистика продвинулась достаточно далеко, она научилась решать многие задачи по автоматической разметке и автоматическому поиску и т.п. Задачи эти решаются все больше в прагматическом ключе, ориентированы на промышленное внедрение и извлечение коммерческой выгоды. Но это только один путь. Существует реальный дефицит в постановке интеллектуальных задач, в том числе теоретического плана, решение которых с обращением к математическим и цифровым методам поможет приблизиться к разгадке таких тайн, как, например, по каким моделям происходит зарождение и разворачивание текста из языковой стихии, где граница общеязыковых и индивидуально авторских особенностей и т.д. Вот это, на наш взгляд, настоящая наука и подлинное творчество».

В чем принципиальное отличие вашей Школы для молодых ученых «Квантитативная филология»?

«С 2016 года в России при поддержке НИУ ВШЭ стала проводиться ежегодная Московско-тартуская школа по цифровым методам в гуманитарных науках. Ее специфика состоит в демонстрации в формате конференции, лекций, практикумов, тьюториалов открывающихся технических возможностей применения цифровых технологий в разных гуманитарных дисциплинах, без сосредоточения специально на филологии. Участники школы представляют свои готовые исследования и знакомятся с достижениями Digital Humanities. Во-первых, одной такой школы явно недостаточно. Кроме того, мы все столкнулись с тем, что очный характер ставит проведение подобных школ в зависимость от глобальных ситуаций в стране и мире, пример чему – распространение коронавируса. Во-вторых, участники Московско-тартуской школы только знакомятся с передовыми технологиями, которые остаются достижениями и интеллектуальной собственностью их разработчиков и не рассчитаны на тиражирование и подключение новых исследователей к общему проекту. Собственные исследования участников не ориентированы на эти конкретные технологии и представляют широкое разнообразие подходов, которые сложно консолидировать. Вместе с тем путь к науке будущего лежит через междисциплинарный подход и коллективные исследования, позволяющие ученым из разных точек мира решать одну проблему. Для этого необходима общая платформа, каковой и станет наша Школа.

Принципиальное отличие Смоленской Школы для молодых ученых «Квантитативная филология» состоит, во-первых, в организации работы на основе трех этапов – обучения, сопровождения, защиты-презентации. Заочные этапы (обучения и сопровождения) позволяют не зависеть от внешних обстоятельств, сэкономить на проезде и проживании и пройти обучение в комфортных домашних условиях. Ни одна Школа молодых ученых не предполагает полугодового индивидуального сопровождения проектов ее участников. Финальный очный этап защиты-презентации работ на форуме позволит участникам познакомиться, укрепить горизонтальные связи, обсудить результаты индивидуальных исследований, а также, благодаря единству научных подходов, откроет возможность взаимодействия внутри коллективных проектов, включая международные и междисциплинарные. Во-вторых, Школа «Квантитативная филология» смещает акценты от технических достижений в разметке и распознавании текста в сторону постановки и решения сложных интеллектуальных исследовательских задач по его анализу и моделированию», – отметила Ирина Романова.

Планируется ли в будущем сотрудничество с другими филологическими школами, занимающимися квантитативными исследованиями?

«Важной задачей нашей Школы является поддержка научных школ самих по себе – как форма организации научной деятельности. Именно в атмосфере таких школ от старшего поколения к младшему не только транслируется предметное или методологические содержание, но и происходит воспитание, формирование культурных и этических ценностей. И перспективу развития нашего проекта мы видим в том, чтобы сделать наши Школы регулярными и знакомить в них молодое сообщество ученых с опытом и традициями разных – отечественных и зарубежных – научных школ», – акцентировала профессор Павлова.

Эмблема Школы молодых ученых «Квантитативная филология».  

Эмблема Школы молодых ученых «Квантитативная филология».  

Автор эмблемы Владимир Устименко

В рамках реализации цели проекта в Школе планируется на единой методологической платформе продвижение научных междисциплинарных исследований в области квантитативной филологии. Значимость междисциплинарности прежде всего в том, что, по словам Ирины Романовой, «Это зона активной креативности. Мы это видим по основным тенденциям в современном искусстве, которое ищет новые способы выразительности и находит их на стыке, например, визуальности, музыкальности и языка, что часто базируется на медиа-платформе. Прорывы в науке тоже могут ожидаться там, где ученые оказываются чутки к методам других наук и проецируют некоторые из них на свою область знаний. Но я хочу подчеркнуть, что междисциплинарный подход отнюдь не отменяет необходимости знать классические подходы и владеть ими. Тут, как и для удачной шутки, надо соблюсти правило трех М: место, мера и момент».

С настоящее время заявлены вузы, которые примут участие в работе Школы молодых ученых «Квантитативная филология». По словам руководителей Школы, на этапе подачи заявки на конкурс была получена поддержка со стороны НИУ ВШЭ (запланировано участие спикеров в финальном форуме Школы) и Гродненского государственного университет им. Янки Купалы (в белорусском вузе ученые недавно презентовали Смоленскую филологическую школу). Сохраняют устойчивый интерес к научным проектам коллег вузы-партнеры Смоленского государственного университета – Горловский институт иностранных языков, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. Поступили первые заявки из Екатеринбурга, Оренбурга и Санкт-Петербурга.

«Большой неожиданностью для нас стало то, что интерес к Школе проявили не филологи. Это подтверждает актуальность междисциплинарного подхода»,– подчеркнула Ирина Романова.

Отбор участников в Школу будет осуществляться на конкурсной основе. Каковы условия конкурса и что является определяющим фактором для соискателей уточнила Лариса Павлова: «Мы приняли решение открыть двери Школы – ее заочной, онлайн-части – для всех желающих. Потребность обратиться к точным методам в филологии есть не только у магистрантов и аспирантов, которые работают над своими темами и ищут свежих, более объективных путей их решения. Нам пишут бакалавры, которые еще определяются с темой и проблемой их будущего исследования, оно может сформировать (вплоть до изменения) их дальнейшую образовательную траекторию. Постдоки уже имеют исследовательский опыт и хотят чего-то принципиально нового, они менее стеснены необходимостью держаться в пределах заданной темы. Так что тут наша задача развести потенциальных слушателей не только по научным интересам, но и по их задачам и степени продвинутости.

Другое дело – очная часть Школы – форум. Количество мест в нем ограничено возможностями гранта. Полгода работы, сопровождения исследований покажут, какие индивидуальные и особенно коллективные проекты удалось существенно развить. Именно эти участники будут приглашены на форум, где состоится публичная защита проектов. Участники получат возможность опубликовать результаты своих исследований в нашем новом специализированном журнале «Квантитативная филология», в сборнике материалов Школы. Они получат рекомендации экспертов по составлению заявок на гранты. Мы надеемся, что здесь будут заложены основы не только научных, но и человеческих связей, способствующих дальнейшему сотрудничеству. Работу форума мы будем транслировать для всех участников Школы. Разумеется, все получат сертификаты».

На какие темы или направления будет сделан акцент?  Поделитесь ли вы опытом работы с компьютерными программными комплексами для исследования уровней художественного текста?

«Нашим участникам мы предлагаем прежде всего те направления филологических исследований, которые были разработаны и успешно апробированы именно Смоленской филологической школой, традиции которой заложил ее основатель профессор Вадим Соломонович Баевский. Это, в частности: исследование меры близости поэтических миров разных авторов путем рангового корреляционного анализа данных частотных словарей языка поэтов; опыт автоматизированного обнаружения и анализа скрытых структур текста, таких как повторяющиеся лексические комбинации или устойчивые тенденции распределения фонем в поэтических текстах; структурный подход к изучению художественной детали, образа и символа; рассмотрение лирической коммуникации и ее характеристик количественными методами; качественные и количественные характеристики синтаксического переноса (enjambement); многомерный анализ языковых и речевых данных;  стилеметрия и ее возможности; изучение структурно-семиотической модели фольклорных сказок и песен. Наконец, мы готовы поделиться своим опытом социально-ориентированных филологических проектов, Ирина Романова обозначила приоритетные направления для изучения квантитативной филологии и выразила надежду на пробуждение искреннего интереса к проекту со стороны молодых ученых. – Мы не знаем, какое из направлений вызовет наиболее активный интерес у участников школы. Навязывание с нашей стороны каких-либо приоритетов скорее может отсечь некоторое число потенциальных участников, чьи научные интересы находятся в другой области. Конечно, приложение коллективных усилий по тому или иному направлению исследований на самом разном материале, предложенном участниками Школы, позволит существенно в нем продвинуться и получить принципиально новые результаты. Конечно, участники получат возможность использовать те программные средства, с которыми мы работаем. В результате работы Школы может созреть коллективная монография по комплексному многомерному анализу текста, аналогов которой пока не существует».

Отработку каких умений и навыков, необходимых для проведения лингвистических исследований на базе новых информационных технологий может получить соискатель вашей Школы? Где человек может реализовать свои знания, окончив Школу?

«Наш опыт показывает, что обращение к точным методам в гуманитарных науках требует прежде всего умения корректно экстраполировать количественные результаты на полноценный филологический анализ. Использовать полученные знания и умения наши выпускники смогут прежде всего в дальнейшей исследовательской деятельности. Но нам важно, чтобы они видели четкие перспективы и деятельности проектной, которая может осуществляться при поддержке различных фондов», – пояснили ученые.

Автор эмблемы Владимир Устименко

Автор эмблемы Владимир Устименко

 

Важным моментом в деятельности школы является не только сохранение классических традиций, заложенных ранее, но и воспитание нового поколения филологов, поддержание научного статуса школы. Рассчитываете ли вы, что традиции Смоленской школы найдут преемников среди участников Школы молодых ученых?

«Нам посчастливилось быть учениками великого ученого и педагога. То, что мы можем, – передать идеи, опыт работы и отношение к науке своим ученикам, и так от поколения к поколению. Но наука не должна стоять на месте, а идеи и методы – не музейные экспонаты. Они должны жить и развиваться. И наша задача – создать такие творческие условия, при которых наука станет материком истинной свободы и рождения новой мысли», – руководители Школы молодых ученых «Квантитативная филология» профессор Ирина Романова и профессор Лариса Павлова гордятся достижениями своего учителя и основателя СФШ и убеждены, что движение вперед остается научным приоритетом.

 

Ассоциация «Смоленский центр гуманитарных исследований» при участии научно-образовательного центра Смоленского государственного университета «Смоленский центр квантитативной филологии», при поддержке Фонда президентских грантов

ОБЪЯВЛЯЮТ НАБОР В ШКОЛУ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «КВАНТИТАТИВНАЯ ФИЛОЛОГИЯ»

КАК ПОДАТЬ ЗАЯВКУ?

Чтобы стать участником Школы, в срок до 14 марта 2021 года на электронный адрес quantitative_philology@mail.ru нужно прислать заявку с пометкой темы письма «Школа», включив в нее следующие сведения:

1. ФИО.

2. Место учебы/работы, статус (магистрант/аспирант/кфн).

3. Мотивационное письмо объемом около 500 знаков (с пробелами), в котором указать тему своего текущего научного исследования (при наличии) и обосновать интерес к квантитативным и цифровым подходам в филологии.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок.

ВАЖНЫЕ ДАТЫ

Прием заявок – до 14 марта 2021 г.

Формирование состава участников Школы – до 22 марта 2021 г.

Проведение заочной сессии Школы – 12 – 24 апреля 2021 г.

Межсессионное консультационное сопровождение участников Школы – май – октябрь 2021 г.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Участие в дистанционных форматах работы Школы является бесплатным, как и публикация в электронном сборнике. Расходы, связанные с проживанием и питанием участников очного Форума, берет на себя принимающая сторона. Транспортные расходы осуществляются за счет самих участников.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ШКОЛЫ?

Магистранты, аспиранты, кандидаты наук в возрасте до 35 лет.

ПРОЕКТ СОСТОИТ из двух сессий – заочной и очной.

Заочная сессия Школы проводится в режиме дистанционного образования (видео-лекции и мастер-классы ведущих специалистов в области квантитативной филологии, обучение эксклюзивным методикам исследования).

ПРОЕКТ НАПРАВЛЕН на формирование сообщества молодых ученых вокруг инновационных идей и традиций научных школ, что позволит совместными усилиями разрабатывать исследовательские технологии, соответствующие мировому уровню. Наш проект опирается на традиции Смоленской филологической школы, которые заложил Заслуженный деятель науки РФ профессор Вадим Соломонович Баевский. Лицом этой научной школы стали коллективные исследования с использованием точных (лингвистических, математических, статистических, компьютерных) моделей и методов исследования текста.

Участники Школы получат возможность апробировать данные методики на широком материале и представить результаты новых – индивидуальных и коллективных– исследований на научном форуме спустя полгода.

ПО ИТОГАМ РАБОТЫ ШКОЛЫ БУДЕТ ИЗДАН ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ заочной сессии: 12 – 24 апреля 2021 года.

В период между заочной и очной сессиями (май – октябрь 2021 года) участники Школы получат индивидуальное сопровождение своих исследовательских проектов в форме дистанционного консультирования кураторов.

Очная сессия пройдет в формате Форума 25 – 27 октября 2021 года в Смоленском государственном университете. Передовая проблематика и разнообразие форм работы (конференция, презентации проектов, публичные лекции ведущих специалистов в области квантитативной филологии и DigitalHumanities, разнообразная культурная программа) призваны создать условия для конструктивного общения молодых ученых, открыть для них перспективы коллективных исследований и проектов как российского, так и международного уровня. Полученный продукт – готовые проекты, которые могут быть заявлены на конкурсы научных фондов.

ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ УЧАСТНИКИ ПОЛУЧАТ СЕРТИФИКАТ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ УЧАСТИЕ В ЕЕ ПРОГРАММЕ.