Землю Санникова называют островом-призраком. Этот загадочный массив суши севернее Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане видели несколько исследователей в XIX веке, однако позднее таинственный остров, впервые описанный промышленником Яковом Санниковым, бесследно исчез. Существовало ли в действительности это место? Таинственная суша, скрывающаяся среди льдов, всегда манила исследователей Севера. Поиски Земли Санникова вписали поистине золотые страницы в историю полярных путешествий и исследований Арктики в XIX и XX веках.
О том, почему людям так и не удалось ступить на территорию таинственного острова, и об освоении Русской Арктики рассказали на лектории в Библиотеке по естественным наукам РАН.
Спикер: Александр Яковлевич Докучаев — кандидат геолого-минералогических наук, заведующий Рудно-петрографическим сектор-музеем Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии (ИГЕМ РАН).
Попытки найти Землю Санникова предпринимали самые разные исследователи: барон, русский геолог Эдуард Толль, географ Владимир Обручев, гидрограф и геодезист Борис Вилькицкий и другие. Однако ни одной экспедиции не удалось обнаружить заветный остров. Куда же он пропал и существовало ли это место вообще? Сегодня у учёных есть несколько версий, о них рассказал Александр Докучаев.
1. Куполообразные облака
Из воспоминаний Бориса Вилькицкого: "С разных мест в 1805 и 1806 годах далеко на Севере он (Яков Санников) видел еще очертания гор, но не мог добраться до них ни сам, ни с экспедицией чиновника Геденштрома, в которой участвовал...Барон Толль, ходивший на Котельный с доктором Бунге, подтвердил указания Санникова о другой земле, и лишь после плавания Нансена на "Фарме" и того же Толля на "Заре" в начале нашего века стали серьезно сомневаться в существовании ее и перестали наносить на карты"
Борис Вилькицкий предполагал, что Санников и Толль ошиблись и приняли за землю куполообразные облака, которые часто представляются похожими на далекие горы.
2. Севшие на мель большие льдины (стамухи)
В то время как ледяная гора (айсберг) представляет оторвавшуюся часть наземного ледника, стамуха образуется из морских льдин, нагромождающихся постепенно друг на друга, писал географ Владимир Обручев. Многие ученые считают, что именно севшие на мель большие льдины были ошибочно приняты исследователями за новую землю.
3. Растаявший остров
Есть предположение, что Земля Санникова, которую Толль "видел издали с северного конца острова Котельного во время ясной погоды летом 1886 года", существовала. Но она растаяла, так же, как растаяли в этом районе действительно существовавшие острова Васильевский, Семеновский, Фигурин и другие, сложенные ископаемым льдом с небольшой примесью минерального материала, перекрытым тонким почвенно-растительным слоем.
4. Мираж
Полярный исследователь Александр Колчак: "Летом, если мороз 15 градусов и ниже, когда полыньёй стоит густой туман, испарения издали представляются в виде очень устойчивых форм, нередко принимавших, благодаря рефракции, фантастические очертания, похожие на контуры отдалённых пространств твёрдой земли".
Стоит отметить, что именно последнюю версию — мираж — лектор, геолог Александр Докучаев считает наиболее правдоподобной.
Узнать подробнее о поисках Земли Санникова и об освоении Русской Арктики вы можете из нашего видеоматериала.
О Лектории БЕН РАН
Тематические лекции в Библиотеке по естественным наукам РАН — это уникальная возможность окунуться в мир естественных наук и открыть для себя его многообразие. Проводниками в этом интересном путешествии для вас станут ученые ведущих научно-исследовательских институтов Российской академии наук и преподаватели лучших ВУЗов Москвы.
"Наша библиотека поддерживает связь с самыми разными учеными, которые двигают вперед российскую передовую науку. И мы в этом году решили провести небольшой эксперимент и организовать вот такой лекторий, где библиотека выступила бы тем местом, где собираются будущие исследователи, встречаются с теми, кто сегодня стоит во главе нашей науки. Мы предполагаем, что ученые и исследователи из ведущих российских институтов будут рассказывать про те проблемы, которые стоят перед нашей современной наукой, и это будет очень полезно для подрастающего поколения, чтобы определиться, чем молодежи заниматься дальше, какие задачи стоят перед наукой", — рассказал на лекции директор БЕН РАН Олег Шорин.