С 10 по 13 мая в МГУ им. М. В. Ломоносова прошла VI Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста».
Это ключевое событие в области дошкольного образования и исследований детства собрало экспертов из 25 стран и 75 субъектов Российской Федерации. Мероприятие ежегодно проходит при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Российской академии образования, Российского психологического общества, Всемирного банка, Общественной палаты РФ.
На торжественном открытии с приветственным словом выступили председатель Организационного комитета Конференции, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, президент РАО Людмила Вербицкая, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Любовь Духанина. Спикеры отметили возрастающую роль дошкольного образования в обществе, обозначили ключевые темы предстоящей работы.
Ежегодно одно из зарубежных государств становится страной-партнером мероприятия. В 2017 году эту почетную роль взяли на себя Соединенные Штаты Америки. Конференцию официально поддержали Американская психологическая ассоциация и Национальная ассоциация по обучению детей младшего возраста. Одним из результатов международного сотрудничества в рамках Конференции стало подписание соглашений между Американской психологической ассоциацией (АРА) и Российским психологическим обществом; Российским психологическим обществом и Испанской психологической ассоциацией.
Американскую делегацию на конференции возглавил президент Американской психологической ассоциации, доктор философии, профессор Антонио Пуэнтэ. Испанское психологическое сообщество представил профессор Франциско Сантояла Очандо. С российской стороны соглашения завизировал президент Российского психологического общества, декан факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАО, профессор Юрий Зинченко. «Подписание меморандумов – это действительно исторический момент», – отметил Юрий Петрович. В 2019 году состоится Европейский психологический конгресс, который Европейская федерация психологических ассоциаций впервые в истории проведёт в России, в Москве. Подписание неслучайно прошло именно в рамках конференции по воспитанию и обучению детей младшего возраста. «Сегодняшняя совместная работа на конференции дает возможность представить российскую психологию мировому сообществу и показать, как работают наши эксперты, на примере изучения небольшого, но значительного временного отрезка – дошкольного детства. Инвестиции в будущее – это изучение детства. Изучение детства – это и есть наше будущее» – сказал в заключение профессор Зинченко.
Конференция длилась 4 дня. Одной из ключевых тем мероприятия стала проблема оценки качества дошкольного образования. В рамках специальной программы прошло Межрегиональное совещание с представителями региональных органов управления образованием из 62 субъектов РФ. На совещании было принято решение о создании Российской системы независимой оценки качества дошкольного образования (РОСНОК ДО), а также о создании Ассоциации, деятельность которой будет направлена на продвижение и распространение данной системы в России.
12 и 13 мая в рамках Конференции прошли 17 научных секций по наиболее актуальным темам дошкольного образования с участием отечественных и зарубежных экспертов. На пленарном заседании представили доклады ведущие ученые России и мира.
Роджер Сальо из Швеции говорил о распространении информационных технологий и вызовах, встающих в этой связи перед обществом и системой дошкольного образования. «Существуют обширные возможности использования технологий в обучении, вернее сказать, образовательный процесс уже просто не может строиться без использования технологий». Как правильно внедрять технологии в начальной школе, и каких успехов можно достичь, если эти технологии внедрять разумно, спикер объяснил, опираясь на положения теории Л. С. Выготского и опыт дошкольного образования стран Скандинавии.
Президент Американской психологической ассоциации Антонио Пуэнте представил результаты последних исследований в области нейропсихологии. Опираясь на методологические положения А. Р. Лурии, докладчик указал на главенствующую роль культуры в развитии ребенка и призвал коллег развивать исследования в этой области.
О необходимости проведения междисциплинарных исследований в области дошкольного детства говорила Сильвия Коллер, ученица великого ученого, создателя экологического подхода в психологии Ури Бронфенбреннера. При выстраивании образовательного процесса необходимо учитывать среду ребенка, но не только семью, но и более широкий контекст, в котором он развивается: детский сад, круг общения.
Лариса Баянова, профессор Казанского университета, представила интересный доклад о балансе в таких тонких вещах, как освоение ребенком правил и проявление креативности. Наша культура, по словам эксперта, ориентирована на нормативность, но выясняется, что чем больше дети подчиняются правилам, тем меньше они способны проявлять креативность. Как нужно выстраивать образовательный процесс, чтобы не подавить способность ребенка к креативному мышлению, спикер рассказала участникам Конференции.
Доклад известного немецкого специалиста Вольфганга Титце был посвящён проблеме оценки и развития качества дошкольного образования. Автор рассказал о «немецком каталоге качества» и подчеркнул необходимость и эффективность работы с командами детских садов, в ходе которой формируется коллектив единомышленников, ориентированный на позитивные изменения своей деятельности.
Вне пленарного заседания на научных секциях Конференции прозвучали доклады и прошли секции при участии других не менее интересных ученых современности: Элли Сингер (Голландия), Соня Шеридан (Швеция), Урсула Штенгер (Германия) и др.
Обсуждение темы оценки качества образования продолжилось и в рамках научной работы. Ученые из Гётеборгского университета и Московского городского педагогического университета представили научному сообществу результаты новейших исследований качества дошкольного образования, проведенного в двух странах. Разговор получился особенно интересным, учитывая тот факт, что Швеция – страна с одной из лучших в мире систем дошкольного образования, законодательница мод в области воспитания и обучения.
Эксперты пришли к выводу, что самое важное – это совместная работа специалистов по оцениванию и сотрудников образовательных учреждений. Цель оценки качества образования – дать объективную информацию о сильных и слабых сторонах детского сада. Со стороны последних, в свою очередь, важна готовность расти и меняться в интересах ребенка.
Ряд мероприятий Конференции был приурочен к проводимому в России «Году экологии».
11 мая вице-президент Европейского отделения Всемирной организации образования детей младшего возраста (ОМЕП) Нектариос Стеллакис представил на конференции доклад об экологическом воспитании и поделился опытом работы с российскими коллегами.
12 мая прошла научная секция «Экологическое образование детей младшего возраста в интересах устойчивого развития». Руководителем секции выступила Наталья Рыжова, профессор Московского городского педагогического университета, национальный руководитель Международного проекта ОМЕП в России.
По результатам работы секции были сформулированы предложения для включения экологической тематики в федеральные государственные образовательные стандарты и в образовательный процесс дошкольников.
13 мая, в последний день Конференции, прошла Открытая образовательная программа для педагогов и родителей. Количество зарегистрировавшихся участников составило 2250 человек. Партнеры конференции, авторы ведущих образовательных программ, разработчики информационных и мультимедиа-ресурсов, практикующие психологи, методисты детских издательств делились с участниками наиболее интересными практиками на семинарах, лекциях, мастер-классах. Говорили о том, как эффективно готовить детей к школе, как приобщить к экологии, как использовать информационные технологии с пользой.
По мнению большинства участников Конференции-2017, программа мероприятия была удачно сбалансирована, удалось построить конструктивный диалог между всеми участниками образовательного процесса.
Конференция всегда проходит на двух языках: на всех научных заседаниях организован синхронный перевод (английский/русский).
Специализированная выставка-ярмарка «Современное дошкольное образование» традиционно сопутствовала Конференции. На выставке 30 компаний представили инновационные разработки, технологии и методики в сфере дошкольного и начального школьного образования.
Среди участников выставки 2017 года: Школа счёта «Соробан», издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», «Дрофа-Вентана», «Просвещение», «Национальное образование», «CLEVER», «Манн, Иванов и Фербер», Издательский дом МГУ им. М. В. Ломоносова; журнал «KUTIS» (Литва) и образовательный анимационный проект «Малышарики», методический центр «РАЗУМ»; инновационные конструкторы: MAGFORMER, WAVEPLAY, BONDIBON; компании, специализирующиеся на производстве развивающих игрушек и оснащении предметно-пространственной среды детского сада: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Дошколка.ру, РОСИГРУШКА, Монтессори-Питер, Кубики Чаплыгина, Игрушечный домик; интерактивное оборудование и приложения: Fountain Digital с продуктом VIRRY, компании SAND STOL, NexTouch, ИНФОМИР; детские тренажеры «MOOVE&FUN» и другие.
Организаторы ЕССЕ уже приступили к подготовке следующего мероприятия, которое пройдет в мае-июне 2018 года. Ведется обсуждение кандидатов на роль страны-партнера грядущего мероприятия. Возможно, наряду со статусом «страна-партнер», будет введен новый статус «регион-партнер», когда один из регионов России будет представлен расширенной делегацией и получит возможность рассказать международной научной элите о своем уникальном опыте, лучших практиках, представить результаты исследований.