Прыжок до потолка от радости, сжатые ладони от возмущения и горькие слезы в минуты грусти. В таких эмоциональных моментах и есть связь между внутренним и внешним. Но это происходит не всегда. Как это возможно? Есть ли разница между чувствами и эмоциями? Нужно ли контролировать эмоции и что происходит с организмом во время психических реакций? Разбираемся вместе.

Откуда берутся эмоции?

Эмоции изучаются учеными из разных научных сфер, в том числе из социологии эмоций. Арли Хохшильд, основоположница этого направления, пришла к выводу о существовании двух подходов:

1) Органистический подход. Его основатели — Ч. Дарвин, З. Фрейд, с некоторыми оговорками У.Джеймс. Они видели связь эмоций с инстинктами и биологическими импульсами. А вот роль внешних факторов не принималась во внимание, либо оценивалась поверхностно.

2) Интеракционный подход. Его сторонники считали иначе. Природа эмоций лежит в понимании их как социального феномена. При этом чувства (внутренние проявления) во внимание не принимаются. Один из представителей направления, Э.Гофман, развивая эту традицию, предмет исследований видел в социальных формах выражения эмоций.

Сейчас социологи считают, что эмоции не возникают произвольно. Это всегда реакция на окружающую среду. Они рождаются в социокультурных условиях и порождают их. Здесь используют знания психологии, истории, антропологии и  нейрофизиологии. Изучение эмоций помогает социологам понять генезис общественных трансформаций. Психические реакции человека проистекают в определенном историческом, социальном и этническом контексте, что также влияет на них.

Что происходит с телом во время эмоций?

За все время «эмоциональных» исследований наука так и не выработала единого определения эмоций. Но все же большая часть ученых сходится во мнении, что эмоциональное состояние имеет структуру, куда входят компоненты.

Физиологические реакции. Например, выброс гормона адреналина в кровь, учащение сердцебиения или дыхания.

Поведенческие реакции. Это убегание или атака, действия, когда мы торжествуем.

Эмоциональная экспрессия — такая форма поведения, когда мы улыбаемся или опускаем вниз уголки губ во время грусти. Есть и экспрессия позы – опускание глаз или скрещивание рук

Когнитивная оценка ситуации или объекта – когда мы осознаем угрозу или пользу. Или же мы вообще не понимаем их функцию нагрузки. 

Для осознания эмоций и вообще для пребывания в эмоциональном состоянии не обязательно наличие всех компонентов. Эмоция может протекать и без внешней экспрессии или при невыраженных физиологических состояниях. Так, часто поведенческой реакции нет, а эмоции есть. Их осознание – это когда в определенный момент человек может точно сказать, что он чувствует. Кажется, что в этом нет ничего сложного, но не все люди могут понимать свои эмоции. В основе такой деятельности лежат определенные признаки. Например, физиологические и телесные, которые проявляются на уровне поведения. Во время драки наши кулаки сжимаются, из горла вырывается крик - ощущение сжатых ладоней и напряжения гортани позволяют идентифицировать гнев.

Впервые к такому выводу в рамках философской науки пришел Уильям Джеймс. Его тезис мгновенно подвергли критике, потому что одни и те же проявления могут быть во время разных эмоций. Например, мы можем смеяться, когда радуемся или гневаемся, если говорить о злорадстве. А иногда смех возникает и первые секунды внезапного горя.

Теория Джеймса получила свое развитие и легла в основу теории лицевой обратной связи. Ее сторонники считали, что эмоция складывается из ощущения напряжения экспрессивных мышц, в первую очередь лицевых, и экспрессии позы и жестов. Ученые проводили множество исследований: капали капельку воды рядом со слезным каналом, имитируя слезы, пластырем фиксировали улыбку и др., но эмоциональное состояние испытуемых все равно не менялось. Таким образом, понимание эмоций основывается на глубоких внутренних механизмах.

Это направление развивал Стэнли Шехтер. Он создал двухфакторную теорию эмоций и доказал, что мы ощущаем не конкретные телесные реакции, а общее состояние возбуждения. Оно возникает из-за какого-то события или приема препарата. Или в зависимости от того, что находится поблизости: угроза или объект симпатии. Такая теория породила множество исследований. Например, немецкий профессор Беата Херберт в поисках ответа на вопрос о причинах такого состояния возбуждения пришла к выводу, что те люди, которые чувствительны к частоте сердцебиения, лучше могут осознавать собственные эмоции. Состояния, мало подверженные контролю сознания, исследовались меньше. Речь идет о голоде или жажде, например. Удивительным оказалось моргание – может ли человек проконтролировать количество своих морганий. Так, чем он чувствительнее к таким состояниям, тем лучше он понимает свои эмоции.

Есть эмоции, а есть чувства

Часто эмоции и чувства отождествляются, но на самом деле это не совсем так. В.И. Ильин в своем исследовании под чувствами понимает внутренние психофизические процессы. Проще говоря, переживания человека по самым разным причинам. Они стимулируют акты поведения, которые обретают разную форму. В том числе и эмоциональную. Ученый также говорит и о других соотношениях между чувствами и эмоциями:

1. Эмоции относительно точно репрезентируют чувства. Относительно, потому что они представляют собой разные реальности: переживания и демонстрируемые реакции.

2. Эмоции точно репрезентируют чувства. Так, чувство злости воплощается в эмоциональных формах, разных по интенсивности, где все же демонстрация сильнее причины.

3. Эмоции репрезентируют «фальшивые» чувства из-за общественных ожиданий. В ход идет эмоциональная игра, когда чувств нет. Так происходит не только в театре. Например, из-за вежливости мы демонстрируем радость встречи после долгой разлуки.

Таким образом, с одной стороны, механизм должен работать так: внутренние переживания – чувства внешне проявляются в эмоциях, которые считывают другие люди. Но иногда эти эмоции могут быть и не связаны с тем, что происходит внутри человека на самом деле.

Положительные и отрицательные: подавлять или проявлять?

Множество споров вокруг проявления эмоций. Кто-то говорит, что нельзя давать им волю, кто-то, напротив, считает подавление вредным для здоровья. По словам профессора Первого Московского медицинского университета имени И.М. Сеченова и МГТУ имени Н.Э. Баумана Павла Умрюхина, положительные эмоции проявлять стоит. А вот с негативными – сложнее. Если они конструктивные и активизируют мозг на продуктивную работу, то они полезны. А если эмоция активирует за счет артикулярной формации весь мозг, а его кора вместо работы накапливает «отрицательные» гормоны, то данные эмоции следует контролировать. К этому вопросу надо подходить рационально: не сдерживать эмоции, а работать над ними. Для этого важно вовремя заметить эмоцию - до того, как ситуация превратится в катастрофу и произойдет развитие реакции. Потому что часто мы не можем вовремя отследить такой момент, а обращаем внимание только после того, как, например, сервиз уже разбит.

Как быть здоровым и счастливым?

Конечно, за нашу счастливую жизнь отвечают положительные эмоции. По словам Павла Умрюхина, для их сохранения важны три момента. Первый – близкий человек или друг рядом, который подкрепляет нас положительными реакциями, а это продлевает жизнь. Второе - удовлетворение своих потребностей. Это базовая вещь, без которой говорить о других – бессмысленно. Наконец, последнее – успех. У каждого он свой. Когда мы выбираем значимые сферы и хвалим себя. Почему это важно? Потому что такой успех создает глубокие позитивные эмоции, подкрепляет эти пептиды положительных эмоций. А они, в свою очередь, действуют на иммунную систему и на сердечную деятельность.

Источники:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/chuvstva-i-emotsii-kak-sotsiologicheskie-kategorii

  2. https://postnauka.ru/video/82263

  3. https://postnauka.ru/video/80731

  4. https://www.m24.ru/articles/Politehnicheskij-muzej/24122014/61639

Фото на странице: Surface / Фотобанк Unsplash