Древнегреческий философ Сократ считал главной задачей наставника пробуждение мощных душевных сил подопечного. Наставник, по мнению философа, помогает в самозарождении истины в сознании ученика. Современные наставники уже не просто обучают — они помогают раскрывать потенциал человека, определять его сильные и слабые стороны и указывать направление для развития. И речь не только о классическом образовании. Сегодня наставничество вышло за пределы образовательных учреждений и предприятий. К наставникам все чаще обращаются в индивидуальном порядке, а также на уровне крупных компаний. Понимая возросшую роль наставника и педагога в быстро меняющемся мире, президент России объявил 2023 г. Годом педагога и наставника.
Наставничество в современном понимании рассматривается как процесс, в котором происходит обучение новичка профессиональным навыкам. В этом случае наставник ответственен за профессиональный рост сотрудника, его продвижение по карьерной лестнице и овладение необходимыми навыками.
Наставничество — древнейший институт человеческих взаимоотношений. Так, один из синонимов понятия «наставник» — «ментор» — уходит своими корнями в древнегреческую мифологию. Именно так звали старого друга Одиссея, персонажа мифов и поэмы Гомера «Одиссея». Ментор присматривал за сыном героя Телемахом и оберегал его жену Пенелопу от назойливых женихов. В дальнейшей истории имя Ментор стало нарицательным, обозначающим мудрого советчика, способного направить, научить новому, пользующегося всеобщим доверием. Философы Платон и Жан-Жак Руссо отмечали, что взаимодействие наставника и ученика представляет собой сложное искусство общения в равном положении. Однако принципы наставничества зародились задолго до развития греческой цивилизации.
Считается, что феномен наставничества появился благодаря групповой деятельности древних людей. Совместное проживание, охота, собирательство были для Homo sapiens условием выживания. Простейшие формы наставничества древнего человека заключались в обучении детей — например, умению отличать съедобные плоды от несъедобных. Наиболее ярким примером наставничества и обучения молодого поколения можно считать обряды инициации. Ритуалы позволяли отделить индивида от прежней среды (детских лет, домашних забот и даже семьи). Так закладывались основы для возрастной педагогики. Дополнительную информацию об обучении древних людей вы найдете в нашей лекции с участием антрополога Станислава Дробышевского.
Цивилизационное развитие влияло на жизнь людей. Условия постоянно менялись, появлялись новые профессии, для освоения которых требовались особые навыки. Ремесленники брали на попечение молодых людей. Подмастерья помогали создавать продукт и параллельно осваивали ту или иную профессию или ремесло. Однако, как правило, условия были довольно тяжелыми для молодых учеников. И порой бедные родители были вынуждены отдавать своих детей в подмастерья. Подобный сюжет изобразил на своей картине «Свидание» художник В.Е. Маковский.
Традиционно роль наставника и духовного учителя высока в религиозной практике. Неспроста служители церквей, храмов хранили священные знания и передавали их своим ученикам. Наставников, мудрецов не только почитали, но и наделяли их особым социальным статусом.
Во все времена ученые и философы размышляли о роли и задачах наставника, учителя, педагога в воспитательном процессе. Например, чешский педагог и просветитель XVII в. Я.А. Коменский считал, что никто «не может сделать людей нравственными или благочестивыми, кроме нравственного и благочестивого учителя-наставника». По мнению просветителя, личность наставника — основа для профессионального и нравственного воспитания.
Для российской педагогики проблема наставничества всегда оставалась предметом особого внимания. Например, в XIX в. о наставничестве размышлял К.Д. Ушинский. Основоположник отечественной педагогики подчеркивал, что существует прямая зависимость профессиональной адаптации личности от уровня педагогического мастерства и знаний наставника. «Дело воспитания состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества», который был бы готов к «самостоятельной жизни в обществе», — писал Ушинский.
Постепенно наставничество перешло и на производственные площадки с целью «передачи передовых методов труда». Одну из первых систем наставничества в производственном обучении предложили в Московском техническом училище инженеры-механики под руководством Д.К. Советкина. Эта система получила признание не только в России, но и на международных выставках в Филадельфии, Париже и Вене. Отмечалось, что русское обучение ручному труду превратилось в науку.
Постепенно наставничество перекочевало во все сферы жизни советского общества — на предприятия, государственную службу, в учреждения и вузы. Особую роль наставничество играло в профессиональном и нравственном воспитании молодежи СССР. Так, в 1975 г. наиболее отличившиеся педагоги получили почетные знаки «Наставник молодежи», а в 1981 г. — почетные звания «Заслуженный наставник молодежи РСФСР». В советский период государство понимало, что благодаря наставничеству сотрудники могли быстрее повышать квалификацию, а новички — быстрее влиться в профессиональный коллектив. Советское общество рассматривало наставничество как залог успешной карьеры.
Наставничество в современной России остается актуальным направлением как в сфере образования, так и в профессиональной деятельности. Его рассматривают как эффективный метод кадровой работы трудовых коллективов, а также как форму корпоративного обучения и роста персонала. Благодаря мероприятиям Года педагога и наставника мы узнаем много нового о современных методах наставничества и его пользе. А возможно, кто-то из наших читателей в новом году попробует свои силы в этой роли.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.
Фото на странице: Wikipedia
Фото на главной странице: МБУ МЦБ МР Уфимский район РБ