Поскольку примерно 70% суши покрыто океанами, морями и озерами, то водный транспорт является одним из наиболее массовых и важных инструментов для осуществления пассажирских и грузовых перевозок, для рыбной ловли, а также для изучения климата, флоры, фауны, геологии и проч.
Сегодня деятельность водного транспорта регулируется законами различных стран и международных организаций. В связи с этим у государств возникает потребность в системах мониторинга водоемов, которые бы отслеживали исполнение норм при перемещении судов, помогая обеспечивать безопасность судоходства и предотвращать нарушения (контрабанду, посещение закрытых акваторий, пиратство и проч.), которые могут привести к серьезному экономическому ущербу.
«Мы разработали морскую информационную систему – это аппаратно-программный комплекс для одновременного мониторинга судов различных типов в одной акватории. Он собирает и анализирует данные различного рода как с бортовых автоматических информационных систем, так и с сети навигационных РЛС, предоставляя оператору в режиме реального времени полную картинку того, что происходит», – рассказывает директор НИИ систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций (НИИ «Прогноз») СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Иванович Веремьев.
Данный проект является частью серии работ ученых НИИ «Прогноз» в сфере создания РЛС для контроля судов. Так, в 2021 году они разработали наземную систему пассивного радиолокационного мониторинга, которая использовала сторонние источники спутникового базирования: системы GPS и ГЛОНАСС.
Новый аппаратно-программный комплекс для сбора информации о судах использует информацию с береговых активных локационных систем. Агрегирование и обработка сигналов производятся автоматически с помощью цифрового процессора и соответствующего программного обеспечения, разработанного учеными ЛЭТИ (свидетельство регистрации программного обеспечения: №2023686025). Информация поступает на автоматизированное рабочее место оператора.
«Такая интегрированная система может быть внедрена в мониторинговый центр любой акватории, начиная от внутренних морей, заканчивая зоной Арктики. Наша разработка направлена на обеспечение технологического суверенитета в сфере морской навигации, поскольку позволяет эффективно заместить аналогичное импортное оборудование, производители которого покинули российский рынок в последние годы», – поясняет старший научный сотрудник НИИ «Прогноз» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Евгений Николаевич Воробьев.
Сейчас ученые ЛЭТИ ведут переговоры с индустриальными партнерами – отечественными компаниями-поставщиками оборудования для морской навигации. Разработка выполнена при поддержке программы развития СПбГЭТУ «ЛЭТИ» «Приоритет 2030».
Информация и фото предоставлены Центром научных коммуникаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ»