В рамках форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» 19 марта в 10:00 по московскому времени (16:00 - по якутскому) участники сессии обсудили тему: "Цифра в образовании эпохи постпандемии". Форум проводится 18-19 марта в Северо-Восточном федеральном университете при поддержке Минобрнауки РФ, Российской академии наук и Правительства Якутии. Мероприятие запланировано как знаковое и масштабное событие – драйвер Года науки и технологий в России.
Модераторы:
Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», и Исак Фрумин, научный руководитель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Участники сессии:
- Дмитрий Песков, специальный представитель Президента Российской Федерации
- Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», председатель совета директоров компании «Наносемантика»
- Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng
- Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
- Максим Казарновский, директор АНО «Дирекция Московского международного Салона образования»
- Нина Яныкина, ректор «Университета 20.35»
- Дмитрий Земцов, проректор по развитию Дальневосточного федерального университета
- Дмитрий Гужеля, руководитель департамента АНО «Россия – страна возможностей»
- Оксана Косаченко, президент БФ Система
- Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации
- Мария Боровская, президент Южного федерального университета
Портал "Научная Россия" ведет прямую трансляцию стратегической сессии форума.
Присоединяйтесь!
10:27 - началась трансляция. Исак Фрумин, научный руководитель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», приветствует участников на последней сессии форума: "Мы будем обсуждать очень важную тему: "Цифра в образовании эпохи постпандемии". <...> Мы решили немного упростить нашу программу, и одновременно сделать более ответственной задачу нашего обсуждения. Из всех вопросов один является практически исключительно значимым для управленца: "Что такое цифровая зрелость высшего образования". Сейчас оказалось, что высшее образование несколько в этом запоздало. Поэтому то, что мы будем сейчас обсуждать - предельно актуально".
10:36 - генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», председатель совета директоров компании «Наносемантика» Игорь Ашманов высказал мнение о том, что движение в сторону цифрового образования имеет несколько очевидных дефектов.
10:44 - высказался Дмитрий Гужеля, руководитель департамента АНО «Россия – страна возможностей»: "Я бы назвал текущее состояние российского высшего образования - цикличная цифровая реинкарнация. То есть, никакой цифровой зрелости в российском высшем образовании нет, есть постоянное открытие "дивного нового мира". Это нормальный процесс, но говорить о том, что действительно присутствует цифровая зрелость я бы не стал, потому что к сожалению, отсутствует цифровая преемственность - есть лишь постоянное возобновление одних и тех же идей, которые не доводятся до логического конца. Отсутствует цифровая стратегия развития системы высшего образования".
10:48 - Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» и один из модераторов, отметил, что изначально была договоренность о проведении честного обсуждения проблем и успехов, и предыдущим спикерам это удалось. Он пригласил представителей университетов включиться в обсуждение.
10:50 - проректор по развитию Дальневосточного федерального университета Дмитрий Земцов рассказал об опыте ДВФУ в цифровом образовании.
10:52 - "Выход в цифру и создание максимально гибкого образовательного процесса, где у тебя в годы напряжения любой человек из любой точки мира может свободно преподавать студентам университета, которые тоже могут находиться в любой точке мира - для нас это норма, в текущей жизни университета".
10:56 - модератор Исак Фрумин задал уточняющий вопрос: "Правильно ли я понимаю, что в наше время цифровой зрелостью можно уже называть выход из физического пространства?"
10:57 - Дмитрий Земцов ответил, что это лишь необходимое условие возможности цифровой зрелости, а индикатор - восприятие этих технологий как особенные и требующие методического и методологического оснащения.
11:00 - слово предоставили президенту Южного федерального университета Марии Боровской.
11:05 - "Мы все больше идем к тому, что система защиты прав преподавателей, их продуктов, которые создаются, тоже требует соответствующего внимания".
11:07 - Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng, отметил, что ответ на вопрос "Что такое цифровая зрелость высшего образования" - это прежде всего время, когда мы перестанем удивляться тем технологиям, которые в других отраслях используются давно.
11:12 - модератор Исак Фрумин сформулировал новое понимание цифровой зрелости после выступления Александра Ларьяновского: тесная связь высшего образования с компаниями EdTech. "Нельзя достичь отдельной цифровой зрелости системы образования если ты не взаимодействуешь в режиме реального времени с компаниями в сфере цифровых технологий".
11:15 - выступает директор АНО «Дирекции Московского международного Салона образования» Максим Казарновский.
11:19 - "Мы видим большой запрос на создание профессиональных сообществ и на коммуникацию внутри этих сообществ. Цифра помогает строить широкую горизонтальную коммуникацию внутри и между этими сообществами".
11:26 - в качестве спикера выступает Нина Яныкина, ректор «Университета 20.35». "Цифровая зрелость, с точки зрения самого термина, это состояние, в котором находится отрасль и организации, которые эту отрасль составляют. Также важно, какими метриками мы эту цифровую зрелость можем померить. <...> Термин цифровой зрелости в отношении системы образования должен прийти в паре еще с двумя состояниями системы: цифровое превосходство и цифровой суверенитет", - отмечает Нина Яныкина.
11:30 - Исак Фрумин представил следующего участника круглого стола - президента БФ Систем Оксану Косаченко.
11:34 - "Зрелость наша и наших слушателей, на мой взгляд, находится еще на самом начальном этапе. Мы - помощники образования. Встает вопрос, когда мы производим допобразование онлайн: как учить коммуникации, работе в команде? Для нас, наверное зрелость наступит тогда, когда мы этому сможем учить онлайн".
11:36 - Оксана Косаченко также отметила, что задача донести возможность диджитализации в далекие регионы - один из аспектов сокращения неравенства.
11:38 - Евгений Сжёнов обратил внимание, что все звучащие сегодня обсуждения - это рассуждения взрослых. А новое поколение - смотрит на все эти вопросы абсолютно по-другому.
11:44 - ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Анатолий Николаев согласился с тем, что вызовы современности совсем другие, нежели те, что были в его молодости. Он также отметил, что степень развития цифровой зрелости зависит от разных факторов. Например, развитие самого региона или университета.
11:46 - "Нужно ставить такие цели, которые мы можем достичь. И главное - не только дозреть, но и не перезреть", - закончил Анатолий Николаев.
11:49 - Дмитрий Альбертович Таюрский, проректор по образовательной деятельности Казанского федерального университета добавил: "Когда мы говорим о зрелости, мы должны понимать, что зрелость - это то состояние, когда мы в коренном плане меняем сам подход к образованию".
11: 53 - трансляция завершена.
Прямая трансляция завершена! Спасибо, что были с нами!