Цифровизация является одним из амбициозных вызовов современности и основой инновационного развития. Цифровые технологии моделирования активно применяются и в авиационной отрасли. Этой теме был посвящен семинар по валидации отечественного программного обеспечения, прошедший в Технопарке Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в июле.

Источник фото - пресс-служба ЦАГИ

Организатором мероприятия выступил научно-исследовательский центр №43 ФАУ «ЦАГИ». Также в нем приняли участие представители РФЯЦ-ВНИИЭФ, ПАО «Яковлев», ЦИАМ имени П.И. Баранова, ИПМ имени М.В. Келдыша РАН, ИТПМ СО РАН, ООО «ТЕСИС», ООО «ТС Интеграция». Модерировал семинар главный научный сотрудник ФАУ «ЦАГИ» Сергей Босняков.

Основной целью встречи стало обсуждение результатов тестирования программного обеспечения, разрабатываемого сегодня в России для численного моделирования аэротермодинамики летательных аппаратов. Для этого ЦАГИ предоставил всем участникам единые экспериментальные данные исследований теплового потока на поверхности плоской пластины с установленным на ней вертикальным клином.

«Многократно выверенные и обработанные результаты эксперимента, проведенного в аэродинамической установке института, мы передали разработчикам для валидации их программных модулей. Отмечу, что это непростая задача, “со звездочкой”, ведь речь идет об изучении сложной структуры газодинамического течения с отрывом и возникновением пиков тепловых потоков. Ее решение с помощью различных российских расчетных кодов позволит высветить ключевые проблемы, существующие при разработке и применении численных методов. Таким образом, ЦАГИ выступает в качестве эксперта в области создания эталонных тестовых экспериментальных данных для разработчиков программного обеспечения», – рассказал начальник научно-исследовательского центра №43 ФАУ «ЦАГИ» Вадим Талызин.

В рамках семинара были представлены предварительные результаты по тестовой задаче, полученные с помощью различных вычислительных модулей, в том числе разработанных в ЦАГИ – zFlare (продукт выполнен командой ученых ЦАГИ под руководством заместителя начальника лаборатории исследований и разработок физических моделей и численных технологий описания режимов горения в двигателях летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», доктора физико-математических наук Владимира Власенко на базе пакета прикладных программ EWT-ЦАГИ (Electronic Wind Tunnel – электронная аэродинамическая труба), EWT-ZOOM-FV (разработан под руководством начальника сектора отделения аэродинамики силовых установок ФАУ «ЦАГИ», кандидата технических наук Сергея Михайлова, входит в состав пакета прикладных программ для решения задач аэродинамики и газодинамики EWT ЦАГИ), ГРАТ (создан под руководством начальника лаборатории № 1 НИЦ № 43 ФАУ «ЦАГИ», кандидата физико-математических наук Николая Харченко, интегрирован в комплексную платформу виртуального моделирования «Егорыч») и др.

В завершение мероприятия ученые обсудили предварительные результаты проведенных исследований и возможные варианты их корректировки. Продолжением темы станет воркшоп по тестовому случаю, который пройдет в сентябре в ходе десятой юбилейной конференции «Вычислительный эксперимент в аэроакустике и аэродинамике» (г. Светлогорск Калининградской области).

 

Источник информации и фото: пресс-служба ЦАГИ