Уютные кресла, широкий экран и лестница с подсветкой – видимые атрибуты современного кинозала. А как было раньше? Что скрывалось сзади, за стеной с окошком? Об этом в нашем материале, запасайтесь попкорном.
Рождение кино связано с именами двух французских изобретателей – братьев Люмьер. Их первый профессиональный киносъемочный аппарат называется «Синематограф» (1895).
Универсальное устройство включало кинокамеру, копировальный аппарат для печати позитива и кинопроектор. В Россию аппарат «Синематограф» пришел позднее – только к 1910 году было налажено производство. Но выпускались они в единичных экземплярах и полностью копировали люмьеровский оригинал.
Первый отечественный киноаппарат в 1918 году создал инженер Александр Павский. Это был «немой» проектор «Русь». Его прототипом стал французский «Патэ № 2». Российский киноаппарат стал осваиваться на петроградском заводе, который затем вошел в состав известного ныне ЛОМО. На первых порах материалов для изготовления деталей не хватало, поэтому разработчики искали их своими силами. Первая партия была готова к годовщине революции, и состояла из заказанной московским Комитетом по кинематографии и Наркомпросом тысячи проекторов. Аппараты сразу приспособили для работы в передвижках, поставив на основания из дерева.
Устройство кинотехники тех лет – это ручной привод, ненадежная светозащитная заслонка и горючая пленка. Но любители нового искусства уже могли смотреть «Броненосец «Потемкин», «Аэлиту» или любительские ленты.
Кино стало новым видом искусства. Сеансы притягивали к себе все больше зрителей. Движущиеся картинки не могли оставить равнодушными зрителей первой половины XX века, поэтому аппараты активно совершенствовались.
В 20-х годах появляется новая передвижная модель – «ГОЗ». Аппарат для простоты перемещений умещался в чемодан и имел упрощенную и облегченную конструкцию. Ее создатели – Александр Павский и Александр Шелашев внутрь устройства поместили небольшую динамомашину, которую вместе с лентопротяжным механизмом вручную крутил киномеханик. Динамо питало лампочку проекционного фонаря.
Требования к киноаппаратуре продолжали расти вместе с развитием промышленности. Нужно было расширять горизонты. И речь идет не только об экранах.
Следующим устройством стал «ТОМП-4». Аппарат имел мощную зеркальную дуговую лампу, улучшенную систему смазки и упрощенную зарядку. Затем проектор дополнили звуковыми приставками, поэтому «ТОМП-4» нашли свое применение в киносети предвоенного и военного времен.
Последней предвоенной моделью стала «КЗС-22». Ее звуковая и проекционная части были объединены, а все движущиеся элементы механизма оказались скрытыми от зрительских глаз. Конструкторы также увеличили отражательное зеркало и повысили мощность фонаря и светосилу оптики. Благодаря этому качество проекции стало гораздо выше, а работа с аппаратом удобнее и безопаснее.
В 1930-е годы появились заводы по выпуску киноаппаратуры — Ленинградский, Одесский, Киевский, Московский, Самаркандский. На них создавались все виды киноаппаратуры — киносъемочная, звукозаписывающая, кинокопировальная, проявочная, кинопроекционная, звуковоспроизводящая и др.
Такой производственный рывок по массовому производству техники помог обеспечить отечественной аппаратурой 43 киностудии.
Вторая мировая война внесла свои коррективы в дальнейшую судьбу кинотехники, поэтому развитие продолжилось только после ее окончания.
Расширение экранных рамок произошло в середине 1950-х. Следом за этим распространение получили панорамные и широкоформатные системы кинематографа. В это же время произошло еще одно изменение. Телевидение стало массовым средством распространения информации и главным конкурентом кинематографа. Чтобы вернуть зрителя в кинотеатры, помимо широкоформатного новшества, улучшилось качество изображения и звука. Также появились новые виды кинопленки от компании Kodak.
А новые кинокамеры со светосильными объективами позволили операторам снимать в условиях меньшей освещённости. Все это вывело на новый уровень развитие отечественной кинотехники. В Ленинграде появилось Центральное конструкторское бюро киноаппаратуры, быстро вышедшее на мировой уровень по звуковой аппаратуре, микрофонам, кинооптике и проявочным машинам.
В конце 1970-х годов киносъемочная аппаратура вышла на новый уровень. В ней соединились качества портативных камер, пригодных для съемки с движения, и бесшумность студийной аппаратуры. Все это помогло режиссерам выйти за пределы павильонов в естественные условия, сохранив одновременную запись чистовой синхронной фонограммы.
Кинолюбители могли насладиться неторопливым показом «красот» — природы, интерьеров или костюмов, – это тщательность в передаче фактур на натуре и в интерьере, подчёркнуто естественное освещение. В таких условиях сохранялось ощущение воздуха, который пронизывали солнечные лучи. Так, новые возможности кинотехники подарили зрителям фильмы с новыми эффектами, а созданные в то время картины вошли в историю кинематографа.
Фото на странице и на главной странице сайта: Jake Hills / Фотобанк Unsplash