15 октября в Президиуме РАН состоялось обсуждение разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации проекта Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Участники заседания озвучили ряд замечаний к действующей Стратегии и внесли предложения к новой. Одна из ключевых проблем, как показало обсуждение, связана с поддержкой исключительно крупных городских агломераций.
«Пространственное развитие страны — основной вопрос, который всегда стоял перед Академией наук. Сразу же после её основания в 1724 году было организовано множество экспедиций, призванных решить эту задачу <…> Времена изменились, но вопрос пространственного развития России находится в центре внимания Правительства и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации <…> Задача непростая, потому что пространственное развитие предполагает синергию целого ряда проектов — и Энергетической стратегии России, и других проектов в области медицины, социальных и транспортных вопросов, экономики данных — информации, связи. Всё должно быть консолидировано», — отметил президент РАН академик Геннадий Красников, открывая собрание.
Результатами мониторинга действующей Стратегии пространственного развития России и планами по реализации новой Стратегии на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года поделился заместитель министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий Вахруков.
Он напомнил, что ещё в 2019 году Правительство РФ утвердило Стратегию, где в качестве основной цели было установлено сбалансированное развитие страны за счёт сокращения межрегиональных различий уровня жизни.
Основные показатели реализации стратегии продемонстрировали, что экономика крупных агломераций растёт быстрее среднего, сокращается разрыв среднедушевого ВРП геостратегических территорий к среднероссийскому уровню, растёт транспортная мобильность. Кроме того, увеличивается связность территорий — среднее время в пути между столицами соседних регионов сократилось практически на час, говорится в докладе.
По отдельным показателям удалось сократить межрегиональную дифференциацию, например, по индексу качества городской среды. Но в то же время сохраняются различия по валовому региональному продукту и инвестициям на душу населения, по уровню бедности и обеспеченности жильём.
«За время действия стратегии существенно расширился инструментарий поддержки регионов. Она позволила добиться общеэкономического роста и прогресса в решении конкретных задач пространственного развития, но, безусловно, оставила пространство для дальнейшей работы», — отметил Дмитрий Вахруков.
Говоря о перспективах новой Стратегии, он выделил несколько принципов, которые будут определять пространственное развитие в ближайшие годы. Так, например, ключевым является дифференцированный подход к развитию территорий. «Мы создаём условия для дальнейшего развития сильных территорий и дополнительно помогаем тем, кто нуждается в поддержке», — подчеркнул докладчик.
Среди других принципов — концентрация ресурсов на опорных населённых пунктах, комплексный подход при планировании инфраструктуры, повышение самостоятельности регионов, учёт мнения населения и бизнеса при планировании развития территорий.
Две большие задачи стоят в области транспорта — это переориентация грузовых потоков на новые рынки и повышение связности страны для людей. «Снижение времени в пути поможет решить вопрос излишней концентрации населения в отдельных точках и обеспечить агломерационные эффекты», — отметил он.
В сфере жилищной политики приоритетом должен стать ввод жилья в агломерациях, опорных населённых пунктах с крупными инвестиционными проектами и в геостратегических территориях, где население сокращается, а дефицит кадров растёт. Не менее важно обеспечить сбалансированную модель тарифного регулирования в сфере ЖКХ, считает Дмитрий Вахруков. Он рассказал, что план ввода жилья до 2030 года составляет 624 млн кв. м.
В области высшего образования также намечается строительство — к 2036 году Минобрнауки России планирует создать 40 кампусов. «Стоит задача состыковать потребности рынка труда с возможностью системы подготовки кадров. Решать её предстоит за счёт создания кампусов и вузов, которые станут центрами развития науки и технологий в регионах», — пояснил замминистра экономического развития РФ.
Ключевым вопросом здравоохранения являются объекты высокотехнологичной помощи — сегодня Минздрав формирует перечень объектов, которые найдут отражение в схеме территориального планирования. «Сейчас сформирован перечень из 100 объектов ВМП, однако требуется их приоритизация», — рассказал Дмитрий Вахруков.
С докладом о новациях и исследовательских приоритетах в Стратегии пространственного развития России выступила главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, профессор РАН Ольга Кузнецова.
Она рассказала о ряде значимых новшеств новой Стратегии пространственного развития, которые связаны в том числе с единым перечнем опорных населённых пунктов. «Формально они приходят на смену опоре на перспективные центры экономического роста, в качестве которых в предыдущей стратегии подразумевались крупные и крупнейшие городские агломерации», — утверждает докладчик.
Ольга Кузнецова представила наиболее сбалансированную модель пространственной политики России, которая подразумевает поддержку территорий с существующим потенциалом экономического роста — точек роста.
«Реализация сбалансированной модели предусматривается через систему так называемых „опорных населённых пунктов”, приоритетное развитие которых способствует достижению национальных целей РФ и обеспечению национальной безопасности», — считает профессор РАН.
Однако есть ряд проблем, связанных с опорными населёнными пунктами, например отсутствие нормативно-правового, статистического обеспечения таких территорий, проблемы выделения опорных населённых пунктов в слабозаселённых регионах, отсутствие иерархии центров предоставления услуг, отсутствие общепризнанных подходов к выделению городских агломераций, недостаточная проработанность вопросов управления городскими агломерациями и другие.
«Идея точек роста позитивно работает на социально-экономическое развитие страны только тогда, когда есть эффективно работающие механизмы взаимодействия этих точек роста с прилегающими территориями. Когда развиты межрегиональное, межмуниципальное взаимодействие», — сказала докладчик.
В качестве опорных населённых пунктов она выделила наукограды. Однако и они связаны с рядом проблем, например, статусом наукограда сегодня наделено мало реальных «городов науки» – всего 12.
В связи с этим необходимы разработка подходов к выделению территорий с высоким научно-технологическим потенциалом, уточнение требований к наукоградам, включение всех фактически сложившихся «территорий науки» в систему федеральной поддержки научно-технологического, инновационного развития, проработка вопросов поддержки межрегионального взаимодействия для обеспечения инновационного развития отстающих в этой сфере регионах, трансфера технологий в такие регионы и ряд других мер, которые должны осуществляться под научно-методическим сопровождением Российской академии наук.
Директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН академик Валерий Крюков отметил, что одна из основных научных проблем, которая стоит перед Академией наук, — формирование комплекса условий и активного участия научного сообщества в разработке представлений и продвижений условий, «при которых реализуется та динамика социально-экономического развития, которая представляется целесообразной исходя из исторических, культурных и современных условий развития», — сказал академик.
По словам докладчика, в настоящий момент происходит нарастание фрагментарности и пространственного дисбаланса России, разрыв между индустриальным югом и севером востока. И чтобы это преломить, необходимо участие людей в процессе предоставления и согласования условий недропользования. «Усилия государства, бизнеса и местного сообщества — триада, которая всегда участвует в решении всех вопросов», — отметил он.
Инструментами грамотной пространственной политики являются государственная поддержка реализации крупных комплементарных инвестиционных проектов, создающих длинные цепочки межрегиональных межотраслевых кооперативных связей внутри страны; инфраструктурная политика, направленная на формирование современных коммуникаций и бизнес-среды, основанной на взаимодействии экономических агентов различных регионов; формирование портфеля стратегических импульсных проектов, создающих основы экономического эффективного взаимодействия регионов страны; государственная поддержка сети инновационных и научных центров, развитие исследовательской инфраструктуры, центров коллективного пользования и другое.
Ещё одним препятствием является то, что в настоящее время в России нет общенациональной стратегии развития. «Есть только ориентиры, заданные указами Президента России», — считает главный экономист Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Андрей Клепач.
Он подчеркнул, что модернизация Стратегии пространственного развития необходима, однако есть много вопросов, которые нельзя решить без учёта других стратегий развития страны. И предложил ряд мер, направленных на модернизацию Стратегии. В их числе: разработка на общероссийском уровне прогноза развития регионов и макрорегионов, согласованного с региональными прогнозами, разработка Росстатом региональных таблиц межотраслевого баланса с участием РАН, поэтапное внедрение единого социального стандарта жизни и базовых социальных услуг на всей территории страны, разработка матрицы выравнивания межтерриториальной дифференциации.
Доклад «Социальный Мегапроект пространственного развития XXI века» представил академик РАН Геннадий Осипов.
Социальный мегапроект «Транс-Евразийский пояс RAZVITIE (ТЕПР) — Интегральная Евразийская транспортная система (ИЕТС)» — это комплексный и системный проект, разработанный коллективом специалистов Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и ОАО «Российские железные дороги». Он предполагает строительство интегральной евразийской инфраструктурной системы, создание на территории России, с опорой на её уникальное географическое положение, транспортной решётки с возможным выходом в сопредельные зарубежные регионы по периметру «Запад-Восток», «Север-Юг», а также интеграцию всех видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, авиационного, речного, морского) и сведение их систему согласованного единства транспорта, энергетики и телекоммуникаций, говорится в докладе.
«Реализация мегапроекта позволит соединить морские и сухопутные терминалы на восточной и западной границах России на базе высокоскоростной транспортной магистрали, построить скоростной железнодорожный комплекс, скоростную автотрассу, организовать на транспортных терминалах логистические центры, регулирующие процесс доставки грузов с максимальной скоростью, надёжностью и оптимальными ценами, создать современное информационное пространство в азиатской части России, а также рентабельный транзит больших объёмов информации», — пояснил академик.
«Без учёта социального фактора полноценное пространственное развитие России невозможно», — уверен член-корреспондент РАН Михаил Черныш.
По данным социологического опроса, 80 % школьников с 6 по 11 классы из малых городов России хотят покинуть свои поселения, рассказал социолог. 60 % из них планируют перебраться в Москву и Санкт-Петербург, а 15 % и вовсе уехать за границу.
«То, что мы сейчас наблюдаем, это рыночная логика в отношении пространства. С точки зрения рынка выгодны большие города, а инвестиции в социальную инфраструктуру — нет, потому что они не окупятся в обозримом будущем <…> Но выгодно ли это государству и обществу? Вымирают сельские населённые пункты, малые и средние, и города. Растут неравенство, потребительские настроения, индивидуализм, падает рождаемость. Если и дальше опираться на короткие перспективы волатильных рынков, страна окажется в глубоком социальном и геополитическом кризисе», — подчеркнул Михаил Черныш.
Решить проблему может полноценная стратегия развития российских пространств, которая включала бы в себя повышение уровня и благополучия на всей территории России. «Необходимо создавать для молодых людей благоприятные условия получения образования и квалификации в небольших поселениях, нужна особая политика занятости. А также закон о туристическом налоге, налоговые льготы для предприятий в области АйТи, чтобы они перемещались в малые города. А также развитие транспортной коммуникации», — заключил социолог.
Директор Всероссийского института аграрных проблем информатики академик РАН Александр Петриков также поддержал идею, что в Стратегии пространственного развития России было бы ошибочно делать ставку на крупные городские агломерации.
«Необходимо говорить о сбалансированном сельско-городском развитии и создании условий для разных типов пространственной организации общества. Акцент на урбанизацию приводит к тому, что развивается ряд неблагоприятных социально-экономических последствий, таких как сокращение численности сельского населения, свёртывание обжитого пространства и потеря материально-вещественного капитала, социально-культурного наследия предшествующих поколений, утрата социального контроля над огромными территориями и запустение более 30 млн га (17 % общей площади) ранее освоенных сельскохозяйственных земель», — говорится в докладе.
«Чтобы избежать этих последствий, необходим сбалансированный подход к территориальному развитию, в рамках которого город и село рассматриваются как равноправные уникальные по своим функциям социально-территориальные общности», — уверен докладчик.
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук, вице-президент РАХ, академик РАХ Дмитрий Швидковский считает, что общие представления о развитии страны и её пространства всегда сопровождались созданием новых элементов — моделей городов, сельских центров, разработкой типов зданий. «Обеспечить комфортную жизненную среду мы можем, прежде всего, методами преобразования самих элементов пространства, из которых эта среда будет состоять. Создание Координационного совета при РАН по пространственному развитию позволило бы решить многие проблемы», — заключил он.
Источник фото: пресс-служба РАН